Материал раздела Основной

Как разработать онлайн-курс

Онлайн-образование — в тренде. По оценке журнала Harvard Business Review, в 2020 году объем глобального рынка онлайн-образования достигнет $252 млрд. Блогеры и бизнесмены продают подписчикам «рецепты успеха». Чтобы выделиться среди конкурентов, авторы стоящего онлайн-курса должны отказаться от маркетинговых лозунгов и помогать студентам в достижении конкретных результатов. Как создать такой курс — в подборке «РБК Pro»

Выбор за ними

Дополнительное образование набирает популярность по всему миру по трем причинам. Растет конкуренция за рабочие места, необходимо постоянно осваивать новые навыки и профессии из-за быстрого развития технологий и внедрения инноваций, в государственном образовании есть пробелы. Аналитический отдел CourseBurg провел исследование и выяснил:

  • Зачем россиянам нужны курсы дополнительного образования?
  • Какие элементы важны при выборе?
  • Что считают гарантией качества курсов?
  • Как предпочитают их оплачивать?

Исследование будет полезно тем, кто задумывается об открытии собственной онлайн-школы или хочет повысить лояльность пользователей.

Как россияне выбирают курсы дополнительного образования: исследование
Образование Исследования РБК
Фото:@nicolehoneywill_sincerelymedia / unsplash

Свободные парты на рынке онлайн-образования

По оценке AnyClass, при средней стоимости онлайн-курсов 5–6 тыс. руб. их аудитория составляет 3–4 млн человек, рынок растет не менее чем на 100% в год. По мнению Булата Ахтямова, сооснователя платформы AnyClass, потребителей интересуют главным образом два типа курсов: курсы как источники знаний и курсы-помощники.

Курсы как источники знаний — конкуренты книг и лекций. Их авторы работают с образовательными платформами, а не продвигают личный бренд в соцсетях или на YouTube. Примером может служить известный проект masterclass.com, где есть уроки режиссера Дэвида Линча, теннисистки Серены Уильямс и певицы Кристины Агилеры. Курсы-помощники покупают ради мотивации и экспертных консультаций — например, они хотят успешно пройти собеседование. Булат Ахтямов рассказывает, как устроен рынок онлайн-обучения в России и какие есть перспективные ниши.

Булат Ахтямов Образование в один клик: как выглядит рынок онлайн-обучения в России
Образование Цифровизация Статьи

Онлайн-курс от А до Я

Выбрать нишу для онлайн-курсов можно тремя способами, пишут Дмитрий Юрченко и Сергей Капустин, авторы книги «Как создать онлайн-школу». Первый способ — спонтанный. Им чаще всего пользуются те, у кого нет предпринимательского опыта и кто запускает курсы под лозунгом «хватит отбывать повинность на скучной работе». Этот способ «выстреливает», но не всегда. Второй способ — меркантильный. Его выбирают те, кто хочет заработать. Они оценивают прибыльность ниши, объем рынка, средний чек и другие финансовые показатели. Третий способ — Дмитрий Юрченко и Сергей Капустин считают его наилучшим — можно назвать «по логике и по любви». Его сторонники анализируют привлекательную для себя нишу с точки зрения пользы для клиента, прибыльности и возможности создать востребованный продукт. Мы собрали выдержки из книги «Как создать онлайн-школу» в пошаговую инструкцию о том, как открыть онлайн-школу: с чего начать запуск онлайн-школы, как выстроить архитектуру продукта, какую модель ценообразования выбрать.

Ради денег или по любви: как создать эффективную онлайн-школу
Образование Менеджмент Инструкции

«Смерть автора»

В описании курса часто встречаются такие обещания, как «стань профессионалом за два месяца» или «получи профессию будущего за четыре урока и один тест». По сути, онлайн-курс — это сделка между автором курса и учащимся. Например, если студент тратит на обучение от десяти часов в неделю, то автор гарантирует, что разберет с ним практические задания, поможет за полгода обучиться новой профессии и подскажет способы быстрее найти работу. Студент потратит меньше времени — автор не сможет выполнить свою часть сделки. Выполнил свою часть договора, но не достиг поставленной цели — значит, автор обманул его ожидания и с продуктом что-то не так. Важно договориться об условиях сделки «на берегу», пишет Михаил Янович, директор «Яндекс.Практикум», и предусматривать такие дополнительные положения, как помощь команды курса пройти студенту наиболее сложные части программы.

После того как условия сделки определены, стоит перейти к работе над контентом. Михаил Янович рассказывает про концепцию «смерти автора» и про то, как сделать контент максимально полезным.

Какие элементы обязательно должен содержать образовательный курс
Образование Статьи Яндекс

Экзамен для учителя

Важную роль в успехе онлайн-курса играют преподаватели. Привычное представление о том, что учитель — это человек с высшим педагогическим образованием и стажем в школе или вузе, сегодня уходит в прошлое. Преподавателями все чаще становятся профессионалы своего дела, а не педагоги. Для их поиска нужно использовать специфическую «воронку» подбора, уверен Михаил Мягков, генеральный директор и основатель образовательной компании Maximum Education. На первом этапе «воронки» необходимо определить основные тезисы для описания вакансии и критерии первичного отсева, ответив на шесть вопросов. Например, есть ли у вас собственная методология или вы ищете кандидата, который придет с готовой образовательной программой. После этого нужно провести с кандидатом собеседование и проверить знание им предмета. Михаил Мягков также рассказывает, как лучше это сделать.

Михаил Мягков Собеседование и экзамен: как найти идеального преподавателя
Образование HR Статьи

Бизнес активных самоучек

Создание онлайн-школ сегодня привлекает блогеров и индивидуальных предпринимателей минимальными стартовыми вложениями, которые получается отбить всего за несколько месяцев. После этого проекты начинают приносить прибыль, которая не уступает прибыли многих небольших интернет-магазинов. При этом продавать можно не специальные, полученные в вузах и во время учебы на MBA знания, а практические навыки — например, делиться секретами продвижения в интернете, обучать гимнастике для лица и бизнес-администрированию. Представители крупных онлайн-образовательных школ к большинству таких проектов относятся скептически. Для многих таких проектов характерны особенности MLM-продвижения — например, основатели вовлекают часть недавних выпускников обратно в проект уже в качестве преподавателей. Но некоторым блогерам удается превратить свои онлайн-школы в работающий бизнес. Истории основательниц двух таких онлайн-школ, Алены Целовальниковой (компания Feedback) и Танзилли Гариповой («Академии бизнес-ассистентов»), рассказывает РБК.

Инстаграмотеи: как онлайн-школы стали любимым бизнесом активных самоучек
Инвестиции Кейсы РБК

Заклинания вместо кейсов

Бизнес-образование онлайн сегодня на подъеме. В поисках рецепта, как быстро разбогатеть в будущем, многие готовы платить из собственного кошелька сегодня, а инфобизнесмены и YouTube-блогеры готовы продать свой рецепт успеха за 150 тыс. — 1 млн руб. Однако такие курсы часто напоминают сеансы Кашпировского, пишет основательница школы электронной торговли iWengo Юлиана Гордон. Прежде чем записываться на онлайн-курс, проверьте его на соответствие пяти требованиям. Первое — бизнес-школа должна сотрудничать с вузами и реальными компаниями. Знать эти требования будет полезно и тем, кто открывает онлайн-школу, и тем, кто выбирает курс для себя.

Юлиана Гордон Сеансы Кашпировского: как хайп подпортил онлайн-курсы
HR Инструкции iWENGO

Гонка переобучения

Онлайн-образованием как бизнесом интересуются не только блогеры и индивидуальные предприниматели, но и высокотехнологичные корпорации. Alibaba Group, Google, Amazon словно соревнуются в покупке онлайн-образовательных стартапов, пишет Андрей Кондратюк, управляющий партнер венчурного фонда UltimateVC. К этой гонке подключились и российские компании, в том числе Mail.ru Group, «Яндекс» и «Севергрупп». Такой интерес повышает капитализацию и перспективы рынка. В ближайшие пять—семь лет мир ждут крупные покупки, M&A-сделки и даже IPO. Но главная интрига еще впереди. «К 2030 году крупнейшим интернет-бизнесом будет образовательная компания, о которой еще никто не знает», — полагает ведущий футуролог фонда Da Vinci Томас Фрейб. Андрей Кондратюк анализирует, почему акулы бизнеса интересуются онлайн-образовательным стартапом.

Андрей Кондратюк Акулы ищут единорогов: зачем ИT-гиганты покоряют рынок онлайн-образования
Образование Инвестиции Статьи

Выучили на двойку

Однако по статистике из 20 стартапов, предлагающих услуги обучения через интернет, успеха добивается всего один. Анастасия Зотова работала консультантом в McKinsey & Company. Девушка решилась открыть свой бизнес, когда коллега поделился с ней идеей создать онлайн-сервис для подготовки к ЕГЭ. Вместе с партнерами Анастасия Зотова разработала сайт Bitclass.ru. На разработку ушло полгода и около 1 млн руб. личных средств. В январе 2014 года проект запустился в тестовом режиме, и к лету сайт посещали около 80 тыс. пользователей в месяц. Однако предприниматели никак не могли выйти на окупаемость. Тогда Зотова предложила превратить его в блог-платформу, где пользователи сами публикуют задачи, графики и тесты. В сентябре 2016 года появилась lampa.io. Но надежды снова не оправдались: спроса на продукт не было. Оглядываясь назад, Анастасия Зотова понимает, в чем была их главная ошибка. «РБК Pro» рассказывает истории трех онлайн-образовательных стартапов, которые не окупились.

Ученье — тьма: почему закрываются онлайн-образовательные стартапы
Образование Кейсы РБК

Уроки будущего

Онлайн-курсу придется бороться за внимание студента с играми, соцсетями, приложениями и видеосервисами. Поэтому онлайн-образование будущего не обойдется без технологий, уверен исполнительный директор Skyeng Рустам Айнетдинов. Среди обязательных для любого образовательного курса технологий он называет большие данные (big data), VR и AR, искусственный интеллект. Привычные учебные материалы заменят цифровые учебники, интерактивные доски и приложения. Большие данные позволят точно предсказывать скорость обучения и прогресс. Например, если студент занимается два раза в неделю и хочет достичь определенного уровня через три месяца, система создаст план обучения для достижения желаемого результата в срок. Рустам Айнетдинов также рассказывает о подходах, которые стоит использовать при построении успешного образовательного проекта.

Рустам Айнетдинов Выживут только «цифровые»: как построить успешный образовательный проект
Образование Менеджмент Кейсы

Дата публикации: 28.01.2020
РБК Pro вTelegram
Поделитесь впечатлением о сервисе РБК Pro
Расскажите, что вам нравится и чего пока не хватает. Опрос займет не более 3 минут.
Пройти опрос