Материал раздела Основной

Как изменить корпоративную культуру

Нездоровая корпоративная культура мешает компаниям достигать бизнес-целей. И изменить культуру компании – это задача в первую очередь ее руководителя. Решить эту задачу он может одним из двух способов: революционным (например, уволить разом 33% сотрудников) или эволюционным

Главное — делиться

Развивать корпоративную культуру и задавать направление этого развития должен руководитель. При этом методы вроде оформления стен офиса наглядной агитацией в стиле «Догоним и перегоним» здесь не сработают. Нужно сделать так, чтобы сотрудники компании охотно обменивались знаниями. И начать стоит с себя, считает Эдуард Тиктинский, гендиректор RBI. Он делится личным опытом того, как выстраивает корпоративную культуру в компании и влияет на отношение сотрудников к работе. Тиктинский также рассказывает, какими книгами он делится с коллегами, и зачем пригласил в офис мастера энергетических практик.

Эдуард Тиктинский Как создать корпоративную культуру и не «съесть стратегию на завтрак»
HR Инструкции РБК

Пять шагов на пути к новой корпкультуре

Однако зачастую перед руководителем стоит более сложная задача — не строить корпоративную культуру по кирпичику, а менять уже сложившуюся. Причины могут быть разные: серьезные изменения в структуре компании, резкое расширение или сокращение штата, необходимость значительно увеличить прибыль, наличие конфликтов в коллективе или высокой текучести персонала. Менять корпоративную культуру стоит в несколько этапов. Сначала необходимо оценить текущее положение дел в компании. Например, HR должен проследить, как сотрудники ведут себя на совещаниях. Потом нужно коротко и ясно прописать на бумаге миссию и цель компании. И только после этого составлять план, как прийти из точки А в точку Б. Светлана Зубова, коммерческий директор Mamsy, дает пошаговую инструкцию, как менять корпоративную культуру, чтобы этот процесс завершился успешно.

Светлана Зубова Когда цель трогает всех: как изменить корпоративную культуру
HR Инструкции Mamsy

Культура на бумаге

Допустим, вы составили план и воплотили все его пункты в жизнь. В теории новая корпоративная культура есть, на практике же — она описана на бумаге и убрана в стол. Сотрудники ее не знают и не разделяют. Есть пять основных причин, почему так происходит. Причина первая — ценности корпоративной культуры разработала сторонняя компания, которая мало знакома с устоями, стилем жизни и правилами компании. Причина вторая — «верхушка» не сумела донести новые правила до сотрудников. Причина третья — плохой PR: сотрудники не прочувствовали новую корпоративную культуру и позабыли о ней. Причина четвертая — отдел персонала подобрал в компанию настолько разных сотрудников, что им трудно привить общие идеи. И, наконец, пятая причина — консерватизм. Как устранить каждую из этих преград на пути к идеальной корпоративной культуре, рассказывает Анна Никитина, HR директор компании Kontakt InterSearch Russia.

Анна Никитина Почему корпоративная культура не приживается в компаниях: 5 причин
HR Статьи Kontakt InterSearch Russia

Обновите «страницу»

Сложнее всего — изменить культуру там, где люди осознают, что компания и так успешна, в «контексте» ее сотрудников ничего особо не изменилось, а все утверждения, что мир не стоит на месте, воспринимаются как лозунги, которые пройдут, а «мы так делали всегда» останется. В таких компаниях у гендиректора есть два пути: революционный или эволюционный. Революционный путь предполагает использовать «рецепт 33%». Треть — именно столько сотрудников надо уволить и заменить новыми, чтобы культурные перемены в компании произошли за полтора года. Второй путь — эволюционный — менее болезненный, но более долгий. Какой из этих путей советуют выбирать бизнес-консультанты, рассказывает Татьяна Чернышева, партнер московского офиса и глава практики по развитию лидерства Spencer Stuart.

Татьяна Чернышева «Рецепт 33%». Надо срочно менять корпоративную культуру. Что делать?
HR Статьи Spencer Stuart

Тяжелый случай

Кстати, вот еще один повод решиться на изменения. Нездоровая атмосфера — основная причина провала попыток цифровой трансформации компаний — 84% компаний терпят неудачу. Вредящие бизнесу модели мышления встречаются на любом организационном уровне: собственнический подход сотрудников к информации, страх оказаться ненужными, узость поля зрения. Яков Сергиенко и Сергей Алябьев, партнеры McKinsey & Company, делятся опытом и инсайтами, как должны измениться сотрудники для успешной цифровой трансформации компании.

Яков Сергиенко и Сергей Алябьев Анатомия поражений: как корпоративная культура мешает цифровизации
HR Инструкции McKinsey

За все надо платить

Большинство компаний меняют корпоративную культуру, пользуясь стандартными инструкциями. Но есть компании, которые придумывают свои ноу-хау. Так, японский производитель микросхем Disco обязал сотрудников платить друг другу и отстаивать свои идеи на арене. Причем платить приходится за все: за рабочее место, за компьютер и даже за угол для вымокшего в дождь зонта. Команды выставляют друг другу счета за проделанную работу. А индивидуальные сотрудники работают, как стартапы: ежедневно участвуют в тендерах на выполнение той или иной работы и сражаются за право презентовать лучшую идею в пространстве с крайне уместным для этого названием «Колизей». Все ли сотрудники обрадовались участию в таком смелом эксперименте? Нет. Однако он приносит свои плоды. Например, рентабельность продаж Disco выросла до 26%, хотя до начала эксперимента составляла только 16%. Как проходит эксперимент, и какие еще результаты он принес, — в статье Bloomberg.

Дорогие коллеги: зачем приучать работников платить друг другу
HR Менеджмент Статьи

Коллективизм — наша национальная черта

Если вы думаете последовать примеру японской компании при смене корпоративной культуры, дерзайте. Но учтите: корпоративная культура в России серьезно отличается от японской. Например, в российской системе управления инициатива традиционно исходит сверху. Многие работники перекладывают ответственность на вышестоящих менеджеров даже в тех сферах, где они могли бы принять решение самостоятельно. Российские сотрудники, как правило, долго «раскачиваются» и не работают без внешнего толчка. Японская же система, которую используют во всем мире, строится на концепции «кай-дзен» — постоянного и постепенного улучшения. Изменения здесь предлагаются снизу. Люди знают, что будут работать в этой компании всю жизнь, и чувствуют, что о них заботятся. Что еще особенного в корпоративной культуре в России — в исследовании консалтинговой фирмы Oliver Wyman.

Корпоративная культура с характером: в чем проблема менеджмента в России
HR Исследования Oliver Wyman

Дата публикации: 06.02.2020
РБК Pro вTelegram
Поделитесь впечатлением о сервисе РБК Pro
Расскажите, что вам нравится и чего пока не хватает. Опрос займет не более 3 минут.
Пройти опрос