«Рецепт 33%». Надо срочно менять корпоративную культуру. Что делать?
«Культура ест стратегию на завтрак», — любил повторять гуру менеджмента и автор нескольких мировых бестселлеров Питер Друкер, подразумевая, что любые, даже самые правильные, продуманные и логичные перемены увязнут, если люди в компании к ним не готовы. Именно поэтому первое, что сделал Сатья Наделла, заняв пост гендиректора Microsoft, — заявил совету директоров, что главными пунктами повестки станут изменение корпоративной культуры и поиски нового смысла существования компании. В своей книге «Обновить страницу» он вспоминает, что для достижения этой цели выслушал сотни сотрудников разных уровней из каждого подразделения.
Результат — в 2019 году Microsoft впервые за последние семь лет обогнала по капитализации Apple в рейтинге Global Top 100, который ежегодно составляет PwC. Впрочем, именно способность к быстрым переменам как часть культурного кода не раз спасала компанию Apple; а вот неспособность потопила Motorolla.
По сути, культура — это либо катализатор, либо ингибитор скорости движения к цели. В большинстве случаев бизнес-стратегия — идеальный план, в котором люди — непредсказуемая переменная. Только их поведение определяет, будет ли стратегия реализована. И правильная корпоративная культура, формирующая поведение сотрудников, может помочь идти к цели быстро и слаженно, без размышлений, саботажа, растерянности или демотивации по пути. Либо же она станет антагонистом изменений, требующихся, чтобы быстро прийти к цели, и тогда будет ингибировать процесс.
Исследование Deloitte показывает, что корпоративная культура может повлиять на реализацию стратегии с вероятностью до 90%. Если в значимости правильной культуры для развития компании сомневаться не приходится, как понять, что пришло время эту культуру менять?
Время для перемен
В принципе, причин для изменения корпоративной культуры всего две.