Как бороться с выгоранием и стрессом на работе
Это хроническое
Сотрудники выгорают и уходят из компании. Хорошо, если в одиночку, хуже, когда массово. Анастасия Боровская, директор Русской школы управления, называет две наиболее часто встречающиеся причины массового ухода сотрудников из компании. Первая причина — конфликт руководителя отдела с вышестоящим руководством. Такие конфликты часто происходят в отделах продаж. Директор по продажам начинает чувствовать себя звездой: считает, что от него зависит не только объем выручки, но и общий успех компании. Начинает требовать от руководства все более выгодные условия для себя. Если ему не идут навстречу, устраивает «бунт», уходит из компании и уводит за собой команду. Вторая причина — приход нового руководителя, с которым не могут ужиться сотрудники. Анастасия Боровская делится, как выйти из этих ситуаций с минимальными потерями.
Как духовные практики спасают бизнес
Профилактика лучше, чем лечение и борьба с последствиями. Работодателям не стоит ждать, когда сотрудники начнут массово покидать компанию из-за конфликта и вызванного им стресса или других скрытых причин. Они могут позаботиться о психологическом состоянии сотрудников. Один из эффективных способов сделать это — медитация, считают в HSF. В офисе компании ежедневно можно наблюдать сотрудников и клиентов, которые медитируют по десять минут. Мюррей Патерсон, глава отдела обучения и развития в HSF, отмечает: в корпоративном мире многие отмахиваются от медитаций, но скепсис можно преодолеть, если именовать их иначе, например, осознанным обучением лидерству. По данным аналитиков Odgers Berndtson, только в Великобритании бизнес за последние пять лет потерял более 100 млрд фунтов стерлингов (более $131 млрд) из-за больничных, которые сотрудники брали из-за психических заболеваний. Аналитики Odgers Berndtson рассказывают, как медитация помогает улучшить состояние сотрудников.
Медитация: очередной хайп или инструмент осознанности?
Медитацию сегодня практикует в развитии персонала ряд крупнейших компаний из списка Fortune 500, в том числе такие гиганты, как Google, Apple и Nike. Эксперты оценивают американский рынок медитативных практик в $1,1 млрд, пишет журнал Observe. Но действительно ли медитативные практики положительно влияют на сотрудников? Скептики в этом не уверены. Полтора десятка известных психологов в статье журнала Perspectives on Psychological Science предупредили: научных данных насчет влияния медитаций на людей удручающе мало. Авторы статьи утверждают, что многие исследования на эту тему плохо построены и скомпрометированы противоречивыми определениями того, что вообще представляет собой медитация, а также отсутствием контрольной группы для исключения эффекта плацебо. Нужны ли вашим сотрудникам медитации — решать вам. А понять это помогут доводы «за» и «против» медитативных практик, которые собрал журнал Observe.
Изменения должны начинаться с «головы»
В XXI веке со стрессом не могут самостоятельно справиться многие, но особенно от него страдают топ-менеджеры компаний. Для многих из них жизнь на рабочем месте — это гонка на выживание. Чтобы топ-менеджеры не сгорали на работе, одних медитативных практик (польза которых так до конца и не доказана) будет недостаточно. Компаниям надо менять особенности своих корпоративных культур, уверены аналитики Odgers Berndtson. Например, работодатели не должны поддерживать так называемый презентеизм, когда сотрудники выходят на работу, несмотря на физическое или психологическое недомогание. Отчет Deloitte «Психическое здоровье и работодатели: аргументы в пользу инвестиций» (октябрь 2017 года) показал, что такой выход на работу обходится компании дороже, чем отсутствие сотрудника на рабочем месте. Кроме того, компании, которые заботятся о психическом здоровье сотрудников, организуя индивидуальные сеансы терапии или групповые семинары для повышения устойчивости, удерживают среднюю рентабельность инвестиций на уровне 4.2/1, отмечают в Odgers Berndtson. Аналитики рассказывают, как руководителям компаний сохранить ментальное и физическое здоровье.
Как устроен бизнес психологических онлайн-консультаций
В борьбе со стрессом и выгоранием сотрудникам компаний могут помочь также штатные психологи. Однако в России пока единицы добавили их услуги в свой соцпакет. Бывший гендиректор «Русского Стандарта Страхования» Антон Кушнер решил исправить это. Еще в 2016 году он запустил сервис онлайн-консультирования сотрудников под названием «Понимаю». Идея сервиса довольно необычная. Он представляет собой агрегатор, где сотрудники корпораций могут найти психолога. Сервис закладывает на услуги такого специалиста в среднем 2% от стоимости ДМС. Например, если компания платит за сотрудника 30 тыс. руб. в год, то программа психологической поддержки для него обойдется в 600 руб. Сегодня услугами сервиса пользуются более тысячи компаний. Среди клиентов — Сбербанк, Mars, Allianz, JTI. РБК рассказывает, как устроен бизнес Антона Кушнера.
Реальная польза от VR-перезагрузки
В борьбе со стрессом сотрудников компаниям могут помочь и современные технологии. Исполнительный продюсер фильма «Дау» Светлана Драгаева создала для этой цели VR-приложение Virry. В нем можно «виртуально общаться» с дикими животными, пишет РБК. Сотрудник надевает специальный шлем и переносится из офиса в африканскую саванну или к водопаду. Время от времени в его ушах звучит голос Николая Дроздова, рассказывающего о зверях Африки. Инвесторы вложили в проект $8 млн. Команда протестировала его на 374 сотрудниках двух офисов Сбербанка. Более 70% участников разовых VR-сессий отмечали мгновенное улучшение настроения. Команда Virry заметила, что приложение можно использовать в том числе для определения психологического состояния сотрудников. Например, если человек тяготеет к маленьким неопасным животным, это, скорее всего, означает, что он недогружен. Читайте, как Светлана Драгаева собирается монетизировать приложение.
Как не перегореть: совет от бывшей главы Yahoo!
Бывший президент и главный исполнительный директор компании Yahoo! Марисса Майер выработала свой рецепт борьбы с выгоранием. Она уверена, что выгорание происходит из-за обиды на работу. Марисса Майер советует каждому сотруднику составить список того, что для него действительно важно вне работы (например, это может быть матч любимой команды или традиционный ужин с другом) и защищать это. Поступая таким образом, получится долгое время оставаться эффективным. Каким еще принципам в работе следует Марисса Майер, которая была самой молодой среди директоров компаний, читайте в статье.