Как защитить интеллектуальную собственность
Интеллектуальные тяжбы
Нарушение прав владельцев на интеллектуальную собственность не редкость. В 2019 году суды рассмотрели более сотни подобных дел. Так, сотрудники АО «КамАЗ» подали в суд города Набережные Челны коллективный иск на общую сумму 8,5 млн руб. Они заявили, что являются изобретателями «легированной конструкционной стали преимущественно для холодной штамповки». Суд установил, что изобретение с 2009 года приносит заводу экономический эффект 5–10 млн руб. в год. Он взыскал с автоконцерна в пользу сотрудников 7,97 млн руб. авторского вознаграждения и почти 600 тыс. руб. процентов. Виктория Бондаренко, которая вела соцсети эстрадного исполнителя Николая Рябухи, после увольнения подала в суд иск о взыскании с него авторского вознаграждения за использование сделанных ею фотографий. Дело она проиграла. «РБК Pro» выбрал пять самых интересных дел в области защиты интеллектуальной собственности.
Отвечает юрист
Чтобы вам, как Николаю Рябухе, не пришлось судиться с бывшим эсэмэмщиком, заключите с ним договор. В нем подробно пропишите все договоренности о ведении аккаунта (обязательно укажите аккаунт со ссылкой), о недопустимости передачи аутентификационных данных третьим лицам, об обязанности следовать правилам социальной сети. Кроме того, чтобы защитить аккаунт компании в соцсетях, заведите корпоративную сим-карту и включите двухфакторную идентификацию по номеру телефона, рекомендует Тимофей Щербаков, заместитель генерального директора РБК по юридическим вопросам. Кроме того, верифицируйте свое сообщество или аккаунт (если эта функция вам доступна). Тогда в случае спора руководство социальной сети будет на вашей стороне, а не на стороне вашего бывшего эсэмэмщика. Тимофей Щербаков также ответил на другие вопросы, связанные с ведением бизнеса в интернете и интеллектуальной собственностью. Например, возникает ли новое интеллектуальное право, если вы, например, решили доработать компьютерную программу, и нужно ли предусматривать в договоре на разработку технической документации отдельную стоимость перехода интеллектуального права?
Ничего изобретать не нужно
Интеллектуальную собственность защищают патенты, авторское право и коммерческая тайна. Режим коммерческой тайны вводится в отношении информации, которую компания хочет сохранить в секрете. Остальные три способа защищают информацию, которую компания готова разглашать. Рассмотрим патенты. Компания может запатентовать четыре типа объектов — изобретение, полезную модель, промышленный образец и селекционное достижение. И в каждом случае есть свои нюансы. Например, патент на изобретение означает, что компания защищает техническое решение, которое применяется к определенному продукту, устройству или способу эксплуатации. Дарья Терещенко, юрисконсульт «ФБК Legal» и специалист в праве интеллектуальной собственности, рассказывает, с чего начать оформление патента (и это не заявка), как правильно оформить заявку на получение патента и что делать дальше.
Это все я придумал
Иногда сотрудник заявляет права на интеллектуальную собственность, которую предприятие считает своей. Штатный Кулибин не хочет делиться плодами своего технического гения задешево, а руководство настаивает, что творец и так получал зарплату за свой труд, да еще и имел необходимое ему для работы время, место и оборудование. Конфликт может вылиться в судебное разбирательство. По мнению Ирины Баршай, партнера, заместителя генерального директора по правовым вопросам компании «Нексиа Пачоли», компания может сохранить права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), если автор изобретения — штатный сотрудник. Эксперт рассказывает, как это сделать грамотно и по закону.
Сейф для разработок
Авторское право защищает, в том числе фото-, видео- и аудиоконтент, структуру сайта, уникальность контента, программные файлы и товарные знаки. Адвокат и управляющий партнер юридического бюро U&Partners Андрей Андреев объясняет, в чем нюансы защиты каждого из этих объектов. Например, многие думают, что можно запатентовать код сайта, который состоит из шаблонов, разработанных авторами HTML. Однако это не так. Можно только закрепить за собой структуру веб-сайта и его фирменный стиль. Или в случае с программами при их регистрации надо обязательно патентовать отдельно каждый вид данных — картинку, программный код, музыкальную композицию, текст, а уже потом весь продукт в комплексе.
«Налог» на музыку
Авторские права на аудиоконтент часто нарушают кафе, рестораны и торговые центры. Они ставят фоновую музыку, но не платят деньги ее правообладателям, по сути, занимаясь пиратством.
Контроль за соблюдением авторских прав на музыкальные произведения ведут РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности). По классической схеме предприниматели платят этим организациям отчисления за музыку. Ставка зависит от площади заведения и рассчитывается исходя из суммы 40 руб. за 1 кв. м. В среднем за одно посадочное место получается от 35 до 60 руб. Кроме того, владельцы заведений сдают ежеквартальные отчеты по каждой проигранной композиции. Получается недешево и муторно. Олег Сужаев, основатель системы автоматизации кафе и ресторанов Restik, рассказывает о других способах ставить музыку в заведениях законно.
Претензии не ко мне
В онлайн чаще нарушаются права на фото-, видео- и аудиоматериалы. Одно дело, когда владельцы сайтов размещают на нем контент и легко могут контролировать законность его использования. А что делать, если доступ к размещению материалов есть у неограниченного числа пользователей, как, например, на видеохостингах, в стриминговых сервисах и социальных сетях? Там администрированием занимается один человек, а информацию размещают другие. Проверить при этом каждую публикацию очень сложно. Любой владелец, чьи материалы были размещены без его согласия, будет требовать их удалить и захочет вдобавок денежную компенсацию. Так, в январе 2019 года Rambler Group потребовала 180 млрд руб. от стримингового сервиса Twitch. На нем были обнаружены трансляции футбольных матчей английской премьер-лиги, право на размещение которых в России есть только у Rambler Group. До суда дело не дошло. Twitch и Rambler пошли на мировую. Но даже если бы суд состоялся, стриминговому сервису, скорее всего, удалось бы отбиться от претензий. У него на руках были козыри. Татьяна Чернышева и Дмитрий Водчиц, юрист и управляющий партнер юридического бюро «Водчиц и партнеры», рассказывают, что за козыри позволят владельцу сайта отбиться от претензий правообладателей в суде.
Как две капли воды
Главная задача товарного знака — вызвать у потенциальных покупателей определенные ассоциации, эмоции, доверие к бренду. Поэтому недобросовестные компании пытаются сыграть на узнаваемых брендах-конкурентах и подражают им, игнорируя права на товарные знаки. Защищать товарный знак в суде можно в двух случаях: когда оспаривается сам товарный знак или когда товарный знак незаконно используется. По мнению юриста коллегии адвокатов Delcredere Аллы Битаровой, самое частое основание для оспаривания регистрации товарного знака — его сходство до степени смешения с другим товарным знаком. Это означает, что товарные знаки так похожи, что потребитель может легко спутать товары разных производителей. Алла Битарова объясняет, что необходимо доказать, чтобы подать на подражателя в суд, и как добиться прекращения незаконного использования вашего товарного знака.
Последний не значит проигравший
А что, если конкурент зарегистрировал товарный знак (или сходный с ним) раньше вас и теперь пытается вытеснить ваш товар с рынка? Вы можете добиться отмены регистрации его товарного знака, утверждает Анастасия Абаева, старший юрист «Пепеляев Групп». И есть четыре способа, как это сделать. Например, можно подать в Роспатент возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку конкурента. Мотивом для подачи возражения может стать, например, то, что конкурент ввел потребителей в заблуждение относительно производителя товара. Добиться успеха в этом случае вполне возможно, особенно если у вас уже есть доказательства того, что потребителя ввели в заблуждение — например, вам поступила жалоба о ненадлежащем качестве товара, который при проверке оказался чужим. А можно развязать борьбу не в Роспатенте, а в Федеральной антимонопольной службе. Для этого вам потребуется убедить ее сотрудников признать регистрацию товарного знака недобросовестной конкуренцией. Об этих и других способах защиты товарного знака от конкурентов — в материале Анастасии Абаевой.
Встали под чужой знак
Как грамотно зарегистрировать товарный знак? Лучше всего объяснять это с помощью кейсов, уверен Карен Мусаелян, эксперт в области патентного права, старший партнер юридической фирмы Patent.Lab. Возьмем кейс из офтальмологии. Правообладатель товарного знака «ВЗГЛЯД» зарегистрировал несколько вариантов собственного бренда. Самый первый знак был подан на регистрацию давно — 2 февраля 1999 года. Через некоторое время другая организация, ООО «Взгляд доктора Черниковой», подала на регистрацию товарный знак «ВЗГЛЯД доктора Черниковой». Знак благополучно прошел процедуру регистрации. А тверская «Офтальмологическая клиника «Взгляд» даже и не пыталась регистрировать товарный знак, а просто стала вести под ним коммерческую деятельность. Правообладатель товарного знака «ВЗГЛЯД» в обоих случаях развязал с конкурентами борьбу. Карен Мусаелян рассказывает, кто выиграл дело и как зарегистрировать товарный знак, чтобы не попасть в суд.