Как нанять молодых сотрудников и не сойти с ума
Чего хотят миллениалы
В ближайшее время конкуренция за своенравную молодежь на рынке труда из-за демографического провала конца XX века может только усилиться. Миллениалы трудятся в компаниях уже не первый год, так что уже можно вычислить, какие профессии им нравятся больше.
Так, согласно исследованию Odgers Berndtson, чаще всего они выбирают цифровые профессии, интернет-аналитику и ИТ-поддержку. В области цифровых технологий в компаниях-респондентах суммарно занято 50–54% миллениалов. Среди поколения Y также популярны маркетинг и продажи (78,61%). Реже всего «игреки» выбирают популярные в прошлом юриспруденцию (5,38%), бухгалтерию и финансы (7,53%). Из исследования, посвященного поколению Y, можно узнать и о других «причудах» молодых, а также о том, как на все это реагируют работодатели.
Краткий гид по молодежи для работодателей и маркетологов
Впрочем, даже если сфера нравится, долго задерживаться в одной компании миллениалы не планируют. В России 57% молодых специалистов планируют сменить работу в течение двух лет, а в мире этот показатель равен 61%.
При выборе работодателя российские миллениалы, как и зарубежная молодежь, ориентируются на этичность бизнеса, об этом сообщают 45% представителей поколения. В этом они тоже похожи на зарубежных «игреков». Что еще тревожит молодежь по обе стороны океана? И в чем же тогда отличие? Об этом можно узнать из краткого гида по жизненным ориентирам молодежи для работодателей и маркетологов.
Найти X и Y
Что касается более младшего поколения, то их сначала придется заманить в офисы. При этом старые схемы найма и удержания персонала с помощью стабильной заработной платы и корпоративного ДМС с представителями поколения Z могут не сработать. А новые способы, в которые искренне верят работодатели, часто оказываются просто мифами. Например, рассказы об офисах Google, Yandex и Mail.Ru Group, подобно легендам, передаются из уст в уста среди молодых специалистов, и менеджмент компаний абсолютно уверен, что эти ребята только и мечтают лежать на уютных разноцветных креслах с MacBook в руках. Однако, как показывают исследования, большинству центениалов на работе хочется фокусироваться на своих обязанностях, а не есть бесплатную пиццу и ходить к корпоративному барберу.
Консультант по привлечению в корпорации поколения Z Дарья Фокина рассказывает, чем еще не получится заманить в офис молодежь, и объясняет, как же наладить эффективную работу с реальными, а не мифическими сотрудниками-центениалами.
Зачем работать с молодежью
Заманить сотрудника из поколения Z — это только полдела. Если ему что-то не понравится в работе, он может просто исчезнуть на следующий же день и даже не подумает отработать какой-то срок из приличия. Кроме того, центениал легко готов заявить своему начальнику: «Ты неправильно поставил мне задачу. Мне нужно понимать, к какому времени она должна быть выполнена, насколько актуальна, какой контекст задачи, как будет оцениваться эффективность выполнения».
Этого, казалось бы, достаточно, чтобы счесть представителей поколения Z маленькими монстрами. Но менеджер по развитию бренда работодателя Райффайзенбанка Максим Политов уверен, что слухи о том, как страшны в работе центениалы, сильно преувеличены — нужно просто посмотреть на них с другой стороны. Тем более сотрудничать все равно придется — среди клиентов любой компании становится все больше тех, кто родился в середине 1990-х, и общаться с такими покупателями на одном языке не получится, если в компании сидят только умудренные опытом беби-бумеры.
Как обучать самых занятых — вице-президент LinkedIn
Чтобы не растерять и миллениалов, и центениалов, руководителям и HR-департаментам важно помнить, что и те и другие жаждут саморазвития. По данным исследования LinkedIn, 94% сотрудников намерены проработать дольше в той компании, которая инвестирует в их обучение. А миллениалы и представители поколения Z утверждают, что возможность учиться и расти профессионально — именно то, что вдохновляет и мотивирует работать усерднее. Для обоих поколений возможность учиться оказалась даже важнее надежд на повышение.
На практике организовать обучение вечно занятых сотрудников, каждый из которых воспринимает информацию по-своему, оказывается непросто. Вице-президент по обучающему контенту профессиональной соцсети LinkedIn Таня Стэплс уверена, что важно ничего не навязывать. Лучше дать сотрудникам самим выбрать, как и чему им учиться, и подготовиться быть на связи, если молодой аналитик не будет знать, как составить сводную таблицу.
Как привлечь молодежь к рабочим профессиям
15 лет назад одним из типичных кандидатов на должности, не требующие начальной квалификации (будь то официант, кассир или грузчик), во всем мире был человек в возрасте 20–30 лет. Сегодня эта картина коренным образом изменилась: нынешние 20-и 30-летние не стремятся осваивать рабочие специальности. Но это не значит, что их вовсе не заманить на такие должности. Путь к сердцу поколения Z, например, может лежать через технологии и геймификацию. Это сработает в любой сфере. Так, KFC обучает поваров жарить курицу при помощи тренажера виртуальной реальности, в Петербурге открылась кофейня на технологиях блокчейна и искусственного интеллекта. Другие секреты приобщения молодежи к труду раскрывает CEO и основатель сервиса по поиску работы Worki Павел Гужиков.
French Fab Tour: новый имидж промышленности
С привередливой молодежью, которая не рвется на заводы, пришлось столкнуться не только российским работодателям. Нежелание юных французов встать за конвейер стало настоящей проблемой для местных промышленников. Чтобы решить ее, пришлось развернуть целую госпрограмму, в дело пошла все та же виртуальная реальность.