К чему нужно быть готовым, создавая цифровые сервисы для государства
Главное, что отличает государственного заказчика от частного, — документальное сопровождение на всех стадиях проекта. Необходимо фиксировать предпроектные исследования, каждый шаг аналитиков, демонстрацию приложения, пусконаладочные работы — в итоге документация к одному приложению занимает десятки тысяч листов.
На первых госпроектах можно отдавать контрактное сопровождение на аутсорс. Так лучше делать всем, кто только входит в эту нишу, чтобы не получить штрафы и все-таки завершить проект. Если хотите окунуться в это сами, вот о чем полезно помнить.
Сначала документы, потом разработка
Работа над любым приложением начинается с функциональных требований — нужно определить, что должно получиться в финале. Чтобы составить требования, госзаказчики могут приглашать внешних экспертов и часто это делают. Если у вас получится войти в проект на правах специалистов, это будет ценно: вы с самого начала сможете знать, какой результат заказчик хочет получить, и влиять на него.
Когда функциональные требования готовы, на их основе заказчик составляет ТЗ — начинается процесс конкурентной закупки. Если контракт заключен — переходим, нет — снова не к разработке, к подготовительному этапу.