Материал раздела Основной

Почему «Сбермаркету» и Ozon не удается раскачать рынок b2b-маркетплейсов

В России b2b-маркетплейсы в стадии становления. Но тенденции указывают на то, что у них большое будущее. Когда компании будут закупать товары для своих нужд так же, как домохозяйки закупаются на Wildberries, — рассказывает Елена Суховей («Максмарт»)

На российском рынке b2c-маркетплейсы развиваются с очевидной активностью. Параллельно с ними в стране зарождается и модель b2b, в которой юридические лица взаимодействуют друг с другом. Каковы ее перспективы на российском рынке и что в сегменте уже может использовать бизнес?

Пока без своего Amazon Business

На b2b-маркетплейсах совершаются сделки с большим чеком и крупными партиями по стандартизированной номенклатуре, единицы товара которой идентичны. Это, например, канцелярские принадлежности, кабели, строительные инструменты и т.д.

В таком формате развивается Alibaba в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Amazon Business в Соединенных Штатах Америки и специализированный немецкий маркетплейс Mercateo, обеспечивающий потребности крупнейших промышленных и энергетических компаний в 15 европейских странах и Великобритании. При этом Alibaba и Amazon являются маркетплейсами модели b2b2c, так как развивают оба направления.

В России рынок b2b-маркетплейсов находится на стадии становления. У «Яндекс.Маркета», «Озона» и «Сбермаркета» есть b2b-направления, но их функциональность ограничивается автоматизированным документооборотом: системы площадок никак не связаны с ERP-системами клиентов. Кроме того, они продают юрлицам те же товары, что и b2c, то есть не предлагают специализации под категории, которые закупают непосредственно промышленные компании.