Материал раздела Основной

Как вовлечение региональных поставщиков в тендеры снизит влияние санкций

90% российских компаний не участвуют в торгах. В условиях санкций, когда возможности импорта ограничены, а процессы закупок перестраиваются, важно вовлечь в процесс как можно больше местных поставщиков. Сергей Сердюков (OTC.ru) рассказал, как это сделать

Обычно слова «тендер», «торги», «конкурс» ассоциируются с государственным заказом.

Но рынок закупок гораздо разнообразнее. Можно выделить четыре его составляющие:

  • тендеры по 44-ФЗ, которые организуют органы власти и бюджетные учреждения;
  • тендеры по 223-ФЗ, которые проводят госкомпании;
  • коммерческий сегмент, где организаторами выступают частные компании;
  • закупки малого объема (ЗМО), их организуют заказчики по 44-ФЗ и по 223-ФЗ (по сути, это закупка у единственного поставщика, объемы ЗМО прописаны в законах).

Электронные торговые площадки (ЭТП) для тендеров, электронные магазины для ЗМО и другие сервисы, предназначенные для взаимодействия заказчика и поставщика, образуют цифровые рынки.

Но, поскольку заказчик всегда имеет региональную привязку, развиваются они на уровне конкретных субъектов, и у каждого из них разный темп развития. Не всегда высокий, а значит, не всегда способный решить задачи заказчиков и потенциальных поставщиков.

Как появились электронные торги

Первые цифровые сервисы для снабжения появились в 90-х годах. Это был простой обмен электронными письмами. Именно тогда ввели понятие «электронная подпись».

В 2001 году на рынке электронных сервисов произошел переворот. Крупные российские компании создали свои ЭТП для цифровизации снабжения, в основном в сфере электроэнергетики и металлургии. На тот момент в России было около 50 ЭТП.