Как настроить обмен информацией с маркетплейсом: чек-лист для ретейлера
Зачем нужна автоматизация
У ретейлеров есть два основных способа продавать в Сети:
- инвестировать в развитие своего интернет-магазина;
- заключить партнерство с маркетплейсом.
В первом случае вам не надо платить комиссию и терпеть баннер конкурентов по соседству со своим. Во втором — выход в онлайн быстрее и проще. Площадка предоставляет вам трафик и логистические мощности, а вы отдаете ей процент с продаж.
Вне зависимости от способа продаж первое, что нужно сделать ретейлеру при переходе в онлайн, — оцифровать информацию о товарах: ценах, скидках, стоках, наличии.
Предположим, человек купил в интернет-магазине смартфон за 5 тыс. руб. Но по артикулу он стоит 50 тыс. — невнимательный менеджер забыл дописать одну цифру в Excel-таблице. Согласно ст. 426 Гражданского кодекса РФ («Публичный договор») продавец обязан отдать смартфон по указанной стоимости. А если «приятную» цену заметил не один клиент, а десятки клиентов одновременно?
Автоматизировать инфообмен помогают товароучетные сервисы. Такие есть у любого среднего или крупного бизнеса: с их помощью продавец проводит инвентаризацию, выбивает чеки, следит за логистикой, запасами.
На рынке существуют готовые решения — например, «Контур.Маркет» или «1С Битрикс». Они помогают выстроить свой собственный e-commerce. Но компании, которая хочет сотрудничать с онлайн-площадками, они не подойдут — многое придется делать вручную, а любой ручной процесс рано или поздно даст сбой.
Чтобы избежать убытков, начинающий интернет-продавец должен настроить собственную систему инфообмена. Как это сделать?
1. Определитесь с ассортиментом
Для начала предстоит понять, что именно вы собираетесь продавать в онлайне. Первый ответ, который приходит на ум, — «все». Этот ответ неверный. Если товароучетная система будет выгружать «все», то вы рано или поздно столкнетесь с двумя проблемами:
- в онлайн попадут товары, которые запрещено продавать дистанционно, — алкоголь или табачная продукция;
- вы начнете предлагать покупателям то, что невыгодно доставлять, — негабарит, тяжелые товары.
Выход — составьте для разработчиков системы техническое задание по принципу «от малого к большому». Для этого сперва назначьте критерии выгрузки, по которым товар будет попадать в онлайн, а потом уже добавляйте товары в систему.