РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как настроить обмен информацией с маркетплейсом: чек-лист для ретейлера

Ретейл Статьи Сбербанк
Выход в онлайн может принести выгоду любому ретейлеру. Но если вы сделаете ошибки при переносе информации о товарах в Сеть, то понесете убытки. Наиболее распространенные ошибки разбирает Сергей Кобызев, директор по контенту «СберМаркета»
Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Зачем нужна автоматизация

У ретейлеров есть два основных способа продавать в Сети:

  • инвестировать в развитие своего интернет-магазина;
  • заключить партнерство с маркетплейсом.

В первом случае вам не надо платить комиссию и терпеть баннер конкурентов по соседству со своим. Во втором — выход в онлайн быстрее и проще. Площадка предоставляет вам трафик и логистические мощности, а вы отдаете ей процент с продаж.

Вне зависимости от способа продаж первое, что нужно сделать ретейлеру при переходе в онлайн, — оцифровать информацию о товарах: ценах, скидках, стоках, наличии.

Предположим, человек купил в интернет-магазине смартфон за 5 тыс. руб. Но по артикулу он стоит 50 тыс. — невнимательный менеджер забыл дописать одну цифру в Excel-таблице. Согласно ст. 426 Гражданского кодекса РФ («Публичный договор») продавец обязан отдать смартфон по указанной стоимости. А если «приятную» цену заметил не один клиент, а десятки клиентов одновременно?

Автоматизировать инфообмен помогают товароучетные сервисы. Такие есть у любого среднего или крупного бизнеса: с их помощью продавец проводит инвентаризацию, выбивает чеки, следит за логистикой, запасами.

На рынке существуют готовые решения — например, «Контур.Маркет» или «1С Битрикс». Они помогают выстроить свой собственный e-commerce. Но компании, которая хочет сотрудничать с онлайн-площадками, они не подойдут — многое придется делать вручную, а любой ручной процесс рано или поздно даст сбой.

Чтобы избежать убытков, начинающий интернет-продавец должен настроить собственную систему инфообмена. Как это сделать?

1. Определитесь с ассортиментом

Для начала предстоит понять, что именно вы собираетесь продавать в онлайне. Первый ответ, который приходит на ум, — «все». Этот ответ неверный. Если товароучетная система будет выгружать «все», то вы рано или поздно столкнетесь с двумя проблемами:

  • в онлайн попадут товары, которые запрещено продавать дистанционно, — алкоголь или табачная продукция;
  • вы начнете предлагать покупателям то, что невыгодно доставлять, — негабарит, тяжелые товары.

Выход — составьте для разработчиков системы техническое задание по принципу «от малого к большому». Для этого сперва назначьте критерии выгрузки, по которым товар будет попадать в онлайн, а потом уже добавляйте товары в систему.