Как устроен маркетплейс: юридические аспекты и подводные камни
Что такое маркетплейс
Маркетплейс ― это онлайн-площадка, на которой встречаются два контрагента. Один из них хочет купить товар или услугу, а другой ― продать. Обладая современным технологическим функционалом, маркетплейс дает своим партнерам ряд возможностей:
- компания может продемонстрировать свой товар большой аудитории;
- потребитель изучает ассортимент онлайн, не выходя из дома;
- можно сразу заключить договор (купли-продажи или оказания услуг);
- продавец может рассчитаться с клиентом, не используя платежные сервисы.
С платформами любят сотрудничать малые и средние компании. Так они получают дополнительный трафик и удобные инструменты для продвижения и продаж.
Чем маркетплейс отличается от агрегатора
С юридической точки зрения различий между маркетплейсом и агрегатором нет. В российском законодательстве в принципе отсутствуют понятия «маркетплейс» и «агрегатор».
Разница в функционале: у маркетплейса он более широкий. Такая площадка позволяет не только размещать информацию, но и совершать сделки. Агрегатор же выполняет только информационную функцию, по сути это онлайн-витрина.
Если мы посмотрим на маркетплейс с юридической точки зрения, то увидим сложный комплекс правовых документов и отношений. Создание юридической модели агрегатора «по-российски» ― непростая задача, которая требует соблюдения норм законодательства и учета интересов инвестора.
Юридические модели маркетплейсов
Создателям маркетплейса важно в первую очередь ответить на следующие вопросы:
- Кто будет продавать товары и предоставлять услуги: маркетплейс или конкретная компания/ИП?
- Кто и каким образом будет осуществлять расчеты? Будет ли при этом задействован банковский счет маркетплейса?
- Предусматривается ли монетизация отношений «маркетплейс — потребитель»?