РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Промышленный экспорт: семь правил выхода на международный рынок

Производство ВЭД Статьи РБК
О том, что нужно учесть компании, которая собирается выводить промышленную продукцию на новые рынки ближнего и дальнего зарубежья, рассказал Владимир Антонов, исполнительный директор «Четра» (концерн «Тракторные заводы»)
Фото: Антон Ваганов / ТАСС
Фото: Антон Ваганов / ТАСС

Удивительно, но факт: несмотря на сравнительно невысокую господдержку, промышленный экспорт российских предприятий медленно, но верно рос до последнего времени. По данным ФТС, доля машин и оборудования в январе—феврале 2020 года составила 4,8% против 4,2% годом ранее в стоимостном объеме общего экспорта. В условиях нынешнего кризиса, снижения мирового ВВП и обвала рынков энергоносителей отечественные производители промышленных машин, коммерческой техники и оборудования могут составить достойную конкуренцию международным, в частности китайским, компаниям. Для этого необходимо учитывать несколько простых, но не всегда очевидных правил.

1. Выходите в исторически дружественные страны

Растущее военно-техническое сотрудничество России с целым рядом стран — отличная основа и реклама для экспорта туда и гражданской техники. Традиционные передовики по объемам закупок российского оружия, такие как Индия и Египет, лидируют также по объемам промышленного экспорта.

За океаном российский промышленный экспорт также опирается на исторически сложившиеся каналы, существующие со времен СССР. Кроме «советской» Кубы, традиционные партнеры российских компаний в Южной и Латинской Америке остаются прежними. В качестве примера можно привести Аргентину, которая с 80-х годов XX века закупала советские троллейбусы ЗиУ, а теперь по улицам Кордовы и Росарио ездят уже новые машины саратовского завода.

Потребители в странах, которые уже приобретали отечественную технику, знают, что стоимость владения российским оборудованием гораздо ниже, чем у европейских и американских аналогов. А китайская техника, которая иногда кратно ниже по цене, так же кратно менее надежна и долговечна, порой это машины «одного проекта».

2. Присмотритесь к добывающей отрасли

В традиционно аграрных государствах рынок импортной техники, как правило, давно сложился. Но там, где в последние годы развиваются добывающие отрасли, растет спрос почти на любую коммерческую технику и механизмы — от погрузчиков и транспортеров до тяжелых бульдозеров и дорожно-строительной техники.