Материал раздела Основной
Удивительно, но факт: несмотря на сравнительно невысокую господдержку, промышленный экспорт российских предприятий медленно, но верно рос до последнего времени. По данным ФТС, доля машин и оборудования в январе—феврале 2020 года составила 4,8% против 4,2% годом ранее в стоимостном объеме общего экспорта. В условиях нынешнего кризиса, снижения мирового ВВП и обвала рынков энергоносителей отечественные производители промышленных машин, коммерческой техники и оборудования могут составить достойную конкуренцию международным, в частности китайским, компаниям. Для этого необходимо учитывать несколько простых, но не всегда очевидных правил.
Растущее военно-техническое сотрудничество России с целым рядом стран — отличная основа и реклама для экспорта туда и гражданской техники. Традиционные передовики по объемам закупок российского оружия, такие как Индия и Египет, лидируют также по объемам промышленного экспорта.
За океаном российский промышленный экспорт также опирается на исторически сложившиеся каналы, существующие со времен СССР. Кроме «советской» Кубы, традиционные партнеры российских компаний в Южной и Латинской Америке остаются прежними. В качестве примера можно привести Аргентину, которая с 80-х годов XX века закупала советские троллейбусы ЗиУ, а теперь по улицам Кордовы и Росарио ездят уже новые машины саратовского завода.
Потребители в странах, которые уже приобретали отечественную технику, знают, что стоимость владения российским оборудованием гораздо ниже, чем у европейских и американских аналогов. А китайская техника, которая иногда кратно ниже по цене, так же кратно менее надежна и долговечна, порой это машины «одного проекта».
В традиционно аграрных государствах рынок импортной техники, как правило, давно сложился. Но там, где в последние годы развиваются добывающие отрасли, растет спрос почти на любую коммерческую технику и механизмы — от погрузчиков и транспортеров до тяжелых бульдозеров и дорожно-строительной техники.