Как заработать на киберспорте
Российские геймеры
В 2018 году российский рынок киберспорта вырос на 42% и составил $12,7 млн (по оценкам PwC). По мнению аналитиков, в 2019–2023 годах он будет расти быстрее общемирового — почти на 20% в год. Киберспортивный раздел Twitch уже фактически «говорит» по-русски: это второй по популярности после английского язык на платформе. Почему? Россия входит в тройку стран-лидеров по размеру аудитории киберспортивных мероприятий и трансляций (после Китая и США): киберспортивные соревнования смотрят 22,5 млн россиян. Россия также занимает четвертое место по количеству киберспортивных энтузиастов — тех, кто смотрит трансляции турниров профессиональных команд и стримы чаще раза в месяц. Кто все те люди, которые следят за киберспортивными играми? Это выяснила компания NewZoo, которая занимается игровой и киберспортивной аналитикой. 72% аудитории киберспортивных игр — мужчины. Причем более половины из них относятся к возрастной группе от 21 до 35 лет. Отчет, подготовленный журналистами РБК, поможет рекламодателям лучше понять аудиторию киберспортивных игр.
Как и что продавать геймерам
Главный источник дохода киберспортивной индустрии — спонсорские деньги. Они обеспечивают ей более трети поступлений. Рекламодатели видят в аудитории киберспорта потенциальных покупателей своей продукции. Но обратить на себя внимание геймеров сложнее, чем футбольных болельщиков. Спонсоры футбольных матчей размещают свои логотипы на экипировке игроков, на экранах, на поле. В киберспорте 95% экрана занимает игра. И есть несколько способов это сделать. Самый сложный — интеграция в игру. Чаще всего такие кампании реализуются на глобальном уровне. Например, в 2019 году Pringles впервые стал частью онлайн-шутера Warface: игроки могли выполнять специальные задания и получать брендированные «ачивки».
Однако Евгений Прохоров, старший медиаменеджер агентства Brandnew, уверен, что есть и более простые способы заинтересовать геймеров. Это можно сделать на тематических порталах. Трафики популярных гейм-порталов вроде DTF не ниже, чем, например, посещаемость «Афиши» и The Village, но конкуренция за внимание пользователей может быть даже выше. На геймерских порталах сейчас пытаются закрепиться многие бренды, поэтому размещать там классическую рекламу не имеет смысла. Какой контент и где показывать геймерам, рассказывает Евгений Прохоров.
Игры с риском
Киберспорт активно привлекает деньги. В него приходят корпорации, крупные инвесторы, которые больше не воспринимают киберспортивные игры как «игрушки», отмечает Дмитрий Нуриахметов, финансовый аналитик и руководитель управления инвестиций компании «Росгосстрах Жизнь». Mail.ru Group в январе 2018 года купила холдинг ESforce за $100 млн, а сотовый оператор МТС в марте 2019 года запустил собственную стриминговую платформу WASD.tv. Amazon поверил в киберспорт еще раньше: в 2014 году онлайн-гигант заплатил $1 млрд за платформу Twitch. И не зря: за четыре года ее аудитория выросла почти вдвое — до 395 млн человек по итогам 2018 года. Дмитрий Нуриахметов называет компании в киберспортивной индустрии, на которые инвесторам стоит обратить особое внимание.
Крупным игрокам приготовиться
Майкл Хейна, руководитель киберспортивного направления Nielsen Sports в Европе, также уверен, что крупным компаниям надо вкладываться в индустрию прямо сейчас как минимум по трем причинам. У этого рынка высокий потенциал роста. Глобальная аудитория киберспортивных соревнований растет в среднем на 20% в год. Ни один другой спорт не может похвастаться такими показателями. Майкл Хейна объясняет, почему инвестиции в киберспорт, вероятнее всего, окупятся. Главное — спонсоры должны проявлять смекалку и придумывать цепляющие офлайн-акции. Например, компания McDonald’s в Копенгагене создала специальные баннеры с фразами из игры Counter-Strike: над гамбургером было написано «Eco Round», над комбо-набором — «Full buy». Так компания показала, что умеет и хочет говорить с киберболельщиками на одном языке.
Кто еще зарабатывает на киберспорте
На аудитории киберспортивных игр зарабатывают не только гейм-порталы, но и «классические» медиа, особенно спортивные. Они открывают киберспортивные разделы. Собирают в этих разделах молодую аудиторию, которую потом продают рекламодателям. Киберспорт — золотая жила и для других бизнесов, например букмекерских контор и компьютерных клубов, отмечает Иван Колыхалов, руководитель спортивного и киберспортивного направлений «Одноклассники».
Однако компаниям, которые хотят получить свой кусок пирога растущей киберспортивной индустрии, должны играть по ее правилам. Традиционным букмекерским конторам надо учитывать, что аудитория киберспорта довольно молодая: ей сложно разобраться в коэффициентах и специфической терминологии. Поэтому нужны максимально простые интерфейсы, и крупные конторы вкладываются в обновление и редизайн киберспортивных направлений и даже создают отдельные приложения. Иван Колыхалов рассказывает, кто и как зарабатывает на киберспорте.