Как правильно нанимать сотрудников
Кастинг, а не допрос
По словам канадского ученого Дона Тапскотта, обычные собеседования неэффективны, потому что это, по сути, допрос: кандидаты отвечают на кучу вопросов и проходят тесты, которые не могут выявить их реальные возможности. Никто не хочет работать в бюрократизированной организации, похожей на несыгранный оркестр, все хотят в джазовую группу. Работодатели должны относиться к поиску сотрудников как к диалогу, и социальные сети будут отличными помощниками при поиске новых талантов.
Будущее найма — «zero HR»
Поиск и отбор резюме искусственным интеллектом, собеседование с роботом, консультации в чат-боте — это не фантастика, а будни для некоторых продвинутых HR-отделов.
Артем Кумпель, советник по развитию бизнеса TalentTech, рассказывает про рынок ИТ-решений для HR-индустрии (HRTech) и о том, как они меняют сам процесс найма. Например, робот-рекрутер Вера и чат-боты уже экономят «Пятерочке» до 200 человеко-часов в месяц, заменив собой пять рекрутеров и забрав на себя задачи по поиску резюме и первичному обзвону кандидатов. Для Артема идеальное будущее — формат «zero HR», когда «умное» ПО само находит и нанимает подходящих кандидатов. Подождем до 2030-го, увидим.
Почему кандидаты не доходят
Компаниям дорого обходятся поиск и наем линейного персонала, потому что здесь приходится работать с более широкой воронкой подбора и нескончаемым потоком кандидатов. А вдруг время и усилия потрачены впустую — на неподходящего или скоро покинувшего компанию сотрудника? В ретейле за год обновляется половина линейного персонала, а некомпетентные, немотивированные, просто неподходящие сотрудники и руководители способны разрушить даже перспективный проект. Бороться с текучкой надо уже на этапе подбора персонала.
Павел Гужиков, основатель сервиса Worki, объясняет, почему классические сайты по поиску работы неэффективны, соискатели не доходят до собеседований, а линейные сотрудники часто меняют работу, и отвечает на главный вопрос: как с помощью «умного» поиска на современных площадках найти тех, кто будет работать? Гужиков уверен, что улучшить качество рекрутинга под силу HR-службе и не требует серьезных изменений в политике компании.
Вера ищет таланты
Самый популярный HR-инструмент сегодня — ATS-системы — это платформы для отслеживания претендентов. Почему именно в рекрутменте больше всего «умных» технологий и автоматизированных решений? Рутинность процессов — понятная для алгоритмов сфера. Сбор резюме, обзвон соискателей, первичный отбор подходящих кандидатов и онлайн-тестирование — все это могут делать робот Вера или HRM-системы вроде E-Staff или FriendWork.
Собрали в одном материале популярные решения для автоматизации рекрутинга, оценили, сколько стоит и сколько времени занимает их внедрение, и объяснили, почему при выборе платформы важна страновая принадлежность компании.
Ваш помощник Xor
Не только роботы становятся помощниками в HR-службе. Знакомьтесь, чат-бот Xor. Он знает 103 языка, распознает даже не очень грамотную речь, может узнать имя соискателя, телефон для связи, умеет задавать нужные вопросы про опыт работы, разрешение на работу и конкретные навыки и умеет отвечать на вопросы кандидатов про зарплату, социальный пакет, дадут ли униформу или машину, есть ли возможность посещать курсы.
Основатели компании Xor Inc. рассказывают, откуда появилась идея бота-рекрутера, как составить грамотный алгоритм и чем этот электронный помощник может помочь вашему HR-отделу.
Чек-лист для рекрутера
Однако не все автоматизированные решения одинаково полезны и эффективны. Несмотря на бум HR-стартапов, чат-ботов и платформ, среди компаний успел сформироваться чек-лист факторов, которые стоит учитывать при выборе «умного» решения в рекрутменте, в том числе совместимость с корпоративной ERP-системой, соответствие требованиям законодательства и гарантии соблюдения конфиденциальности. Татьяна Баскина из компании «Анкор» рассказала, что лучше доверить «живому» специалисту по найму и на каких этапах подбора и управления персоналом технологии еще долго не смогут заменить человека.
Как промышленники хантят e-commerce-специалистов
Знать, как искать, — это только полдела. Не менее важно знать, где искать. Например, один из главных барьеров внедрения онлайн-продаж на предприятиях — специалистов с опытом развития e-commerce в промышленности на рынке практически нет.
Владимир Синельников, управляющий партнер e-commerce-агентства Aero, считает, что самое простое и правильное решение — хантить e-commerce-специалистов из розничной торговли. Так уже поступили металлургический холдинг «Северсталь», Челябинский трубопрокатный завод, российские подразделения Panasonic и производителя кормов для животных Mars Petcare. Все четыре кейса — подробнее в материале.
Где искать программистов: топ-10 российских городов
А компания по подбору персонала Marksman провела исследование и назвала топ-10 российских городов для найма программистов и размещения центров разработки ИТ-компаний. Например, дешевле всего программистов можно нанять в Ростове-на-Дону, но центр разработки лучше создавать в Самаре.
Ищем поваров: история успеха RabotaRestoran
Для поиска сотрудников в некоторых отраслях и бизнес-сфер лучше и надежнее все-таки обращаться не к алгоритмам и роботам, а к «живым» специалистам, причем с узкой специализацией. Нина Макагон сначала устраивала гастроли иностранных шеф-поваров в Москве, а теперь открыла хедхантинговое агентство RabotaRestoran и подбирает топовых специалистов для столичных и региональных ресторанов. Она рассказала о том, почему эта идея выстрелила, из чего складывается выручка компании, и поделилась рекомендациями, о чем нужно помнить, подбирая персонал для ресторана.
Вас тоже (не) выбирают
Не только работодатели выбирают лучших кандидатов — кандидаты выбирают работодателя, как товар в супермаркете, — капризно и с пристрастием. Некоторые отказываются от вакансии, потому что рекрутер произвел на них неприятное впечатление или не смог «продать» компанию на интервью.
Например, гендиректор Kelly Services Екатерина Горохова предупреждает, что российские кандидаты готовы тратить на отклик не более 5 минут. Если отклик на вакансию требует много времени или усилий, лучшие кандидаты могут просто не дойти до компании, свернув к более продвинутым в цифровом отношении конкурентам.