Материал раздела Основной
Определимся с терминами. Онлайн-маркетплейсы, которые связывают потребителей и помогают им выступать в роли продавцов товаров или услуг, это часть рынка e-commerce. Мировой объем этого рынка в 2018 году, по оценкам Internet Retailer, достиг $2,86 трлн, увеличившись на 18% по сравнению с предыдущим годом. Такие площадки называются p2p (peer-to-peer, person-to-person) или c2c (customer-to-customer) маркетплейсами.
Классические примеры p2p-маркетплейсов
Во-первых, сервис используют для того, чтобы получить товар или услугу — договориться о поездке. Во-вторых, один и тот же пользователь может выступать в двух ипостасях — и водителем, и пассажиром.
Российский сервис, пользователи которого предлагают цену за поездку.
Гибридный пример — Uber
Его нельзя назвать чистым p2p-маркетплейсом: пользователи договариваются о поездках между собой лишь в ряде случаев. Во многих странах из-за требований местного законодательства в роли водителей Uber выступают только лицензированные таксисты. Получается, что услугу пассажиру предоставляет таксопарк, а не физическое лицо.
p2p-экономику часто путают с экономикой совместного потребления (sharing economy). Это параллельные и во многом пересекающиеся индустрии, но приравнивать их друг к другу неправильно.