Материал раздела Основной

Смесь соцсети с интернет-магазином: по какому пути идут p2p-маркетплейсы

Сегодня почти все можно купить или арендовать у других людей через онлайн-платформы. За год только в РФ, по данным Data Insight, на них заключается более 90 млн сделок. Куда идут такие площадки, рассказывает Кирилл Пыжов, директор по маркетингу Reposh
Фото: Tevarak / Stocksnap
Фото: Tevarak / Stocksnap

Что такое p2p-маркетплейсы

Определимся с терминами. Онлайн-маркетплейсы, которые связывают потребителей и помогают им выступать в роли продавцов товаров или услуг, это часть рынка e-commerce. Мировой объем этого рынка в 2018 году, по оценкам Internet Retailer, достиг $2,86 трлн, увеличившись на 18% по сравнению с предыдущим годом. Такие площадки называются p2p (peer-to-peer, person-to-person) или c2c (customer-to-customer) маркетплейсами.

Классические примеры p2p-маркетплейсов

  • BlaBlaCar

Во-первых, сервис используют для того, чтобы получить товар или услугу — договориться о поездке. Во-вторых, один и тот же пользователь может выступать в двух ипостасях — и водителем, и пассажиром.

  • Indriver

Российский сервис, пользователи которого предлагают цену за поездку.

Гибридный пример — Uber

Его нельзя назвать чистым p2p-маркетплейсом: пользователи договариваются о поездках между собой лишь в ряде случаев. Во многих странах из-за требований местного законодательства в роли водителей Uber выступают только лицензированные таксисты. Получается, что услугу пассажиру предоставляет таксопарк, а не физическое лицо.

p2p-экономику часто путают с экономикой совместного потребления (sharing economy). Это параллельные и во многом пересекающиеся индустрии, но приравнивать их друг к другу неправильно.