Как запустить сайт интернет-магазина
Во имя сайта
Решив разработать сайт интернет-магазина, предприниматель первым делом задумывается об оригинальном доменном имени. Если имя будет выбрано удачно, в будущем это поможет маркетологу интернет-магазина решать многие бизнес-задачи — от повышения узнаваемости бренда до укрепления доверия к компании. Предприниматели часто ищут подходящее имя в классических доменных зонах, таких как .ru и.com, рассказывает Андрей Кузьмичев, первый заместитель генерального директора RU-CENTER. Это непросто, потому что короткие или запоминающиеся домены уже зарегистрированы, а на вторичном рынке их стоимость выше, чем при первичной регистрации. Поэтому Андрей Кузьмичев рекомендует иначе искать доменное имя для своего проекта.
Потерять в один миг
После того как домен выбран, его надо зарегистрировать. При регистрации важно учесть ряд юридических вопросов. Первый — на чье имя лучше регистрировать домен. Домен можно зарегистрировать на одно лицо — физическое или юридическое, рассказывает Андрей Кузьмичев из RU-CENTER. Когда вы покупаете домен через компанию-регистратора, информацию об администраторе вносят в Реестр доменных имен. С этого момента все операции с доменом — продление, перенос, передача другому лицу, аннулирование — выполняет регистратор по запросу владельца доменного имени. Классическая ситуация — запуском сайта занимается веб-студия, она регистрирует домен на свое имя, а когда контракт заканчивается — пропадает. Тогда владелец бизнеса теряет контроль над доменом и сайтом. Что делать? На этот и другие вопросы, связанные с регистрацией домена, отвечает Андрей Кузьмичев.
Сайт, который радует глаз
Начинающие предприниматели уделяют большое внимание дизайну и содержанию своих сайтов. Однако каждый лишний клик или скролл, который вынужден делать пользователь, чтобы добраться до желаемого действия (call to action, CTA), снижает конверсию в среднем на 17%. Во всем мире уже признали: как такового дизайна сайтов нет, есть UI-проектирование — разработка пользовательских интерфейсов по золотым правилам юзабилити, которые призваны сделать сайт удобным для пользователя. Таких правил семь, рассказывает Юлиана Гордон, основатель школы iWENGO. Например, есть правило, что «глаз должен путешествовать». Пользователям нравятся «чистые» неперегруженные сайты с минимальным количеством цветов, с четким шрифтом на белом фоне. Или другое правило: никаких длинных текстов. На смену эпохе текстового контента пришла эпоха видеоконтента. Теперь к CTA должны вести максимум две-три фразы. Идеальные варианты — текстовая подводка и видеоролик. Этим и другим правилам юзабилити стоит следовать, чтобы сайт был визуально привлекательным и удобным.
Страницы со смыслом
Помимо внешнего вида сайта, важно уделять внимание контенту. В «базовой комплектации» на сайте интернет-магазина должно быть семь страниц: главная страница, страница продукта, FAQ, контакты и обратная связь, раздел о компании, пользовательское соглашение и карта сайта. Главная страница интернет-магазина должна вызывать у посетителей интерес, доверие, а также желание двигаться дальше по сайту, считают эксперты RU-CENTER. По сути, она «предлагает» сделку: демонстрирует клиенту продукт компании и сообщает о текущих акциях. Главная страница должна отвечать на четыре вопроса: «Для чего нужен этот сайт?», «Способен ли сайт удовлетворить потребности клиента?», «Может ли клиент доверять этому сайту?», «Куда клиент должен нажимать дальше?» Эксперты RU-CENTER рассказывают, какая информация обязательно должна содержаться на базовых страницах сайта онлайн-магазина.
Не для людей
Однако есть элементы, которые могут заставить посетителей сбежать даже с привлекательного сайта, уверена Виктория Абед, директор по маркетингу Weblium. Один из них — это поп-апы, неожиданно всплывающие окна со спецпредложениями. Владельцы интернет-магазинов, будьте с ними аккуратны. Это правда, что грамотно сделанный поп-ап может добавить сайту 1–2% конверсии. Но пользователь будет раздражен, если поп-ап всплывет сразу после входа на страницу, появится повторно, а кнопку «закрыть» трудно найти из-за ее нетипичного расположения. Еще один важный элемент интернет-сайта — «список желаний». Если такого списка нет, то заинтересованные пользователи, не готовые сделать покупку прямо сейчас, не смогут оставить компании свои контакты. Что еще обычно отпугивает клиентов интернет-магазинов — читайте в материале.
Как тинейджеры «серфят» в сети
Есть общие правила создания интернет-магазинов. А есть тинейджеры, очень специфичная потребительская группа. Пик их покупательской способности еще впереди, поэтому в них заинтересованы компании, которые смотрят в будущее. Аналитики Nielsen уже 15 лет следят за тем, что раздражает тинейджеров в интернете. И вот что они заметили. Когда подростки читают информацию на сайте, они часто выделяют текст, чтобы сфокусировать внимание на важном. Поэтому, чтобы удержать внимание подростков, надо разделять текст на короткие предложения и абзацы, использовать маркированные списки. Еще один инсайт: забудьте о том, что подростки используют интернет только ради развлечений, это стереотип. Тинейджеры, как правило, не блуждают в Сети просто так, у них есть конкретные цели. Аналитики Nielsen рассказывают, какие еще выводы исследования помогут владельцу интернет-магазина угодить подросткам.
Сделка с пользователем
На сайте любого интернет-магазина есть раздел, который важен в первую очередь для владельца бизнеса, а не для пользователей. Этот раздел — «Пользовательское соглашение». Суды часто учитывают его содержание при рассмотрении споров, утверждает Полина Бардина, юрист группы по правовому сопровождению цифровой экономики «Пепеляев Групп». Чтобы пользовательское соглашение не подвело вас на суде, при его составлении надо учесть как минимум девять моментов. В частности, включить пункт о согласии пользователя на получение рекламной рассылки. При этом важно дать пользователю возможность отказаться от рекламы. Если пользователи сайта могут сами отправлять рекламные сообщения, в соглашение стоит включить ограничения — например, запрет на распространение спама. Также обязательно позаботьтесь о клиентах из-за рубежа. Как это сделать и какие еще пункты обязательно включить в пользовательское соглашение, рассказывает Полина Бардина.
Кому нужен SSL-сертификат
Важно уделить внимание не только контенту и дизайну сайта, но и подключить к нему необходимые сервисы. Один из них — SSL-сертификат. Он шифрует данные и обеспечивает безопасное соединение по протоколу HTTPS между браузером пользователя и сервером. Количество сайтов, использующих такие сертификаты, неуклонно растет. Андрей Кузьмичев объясняет это тем, что установить сертификат SSL на сайт становится все легче, а атаки злоумышленников на сайты без него — все чаще. Мошенники подменяют оригинальный контент, добавляют на сайт стороннюю рекламу, крадут информацию о цифровых идентификаторах пользователей (сookie-файлы), по которым потом настраивается таргетированная реклама. Сегодня получить и установить SSL-сертификат на сайт можно всего за один-три дня. Но он необходим только в четырех случаях.
Запуск по карману
Если вы купите SSL-сертификат в составе пакета сервисов у одного профессионального регистратора доменов или хостинг-провайдера, то сможете сэкономить при разработке, утверждает Андрей Кузьмичев, первый заместитель генерального директора RU-CENTER.
Еще один способ сэкономить — соблюдать правила поисковой оптимизации (SEO). Проигнорировав их на старте, в дальнейшем придется потратить много времени и средств на продвижение сайта в поиске. И, скорее всего, вы не получите желаемого результата. Задачи SEO-оптимизации лучше всего отдать на откуп специалистам из регионов. В городах-миллионниках можно найти студии с довольно высоким уровнем портфолио, при этом стоимость их работы может оказаться более чем вдвое ниже, чем стоимость работы столичных студий. Рекомендации, как сократить расходы при запуске сайта, — в статье.
Сайт готов, а продаж нет
Если при разработке сайта вы забыли про SEO-оптимизацию или провели ее неграмотно, то клиент не найдет его в поиске, предупреждает Алла Сокол, руководитель компании «Смарт Трафик». Какие самые частые ошибки на этом этапе? Неправильно составлено семантическое ядро: например в него включены запросы, которые не соответствуют ассортименту интернет-магазина (запросы по автомобильной акустике в семантическом ядре интернет-магазина акустики для дома); неверно настроена контекстная реклама; интернет-магазин ориентирован на регион, в котором не работает. Если посещаемость сайта низкая, прежде всего проверьте, какие запросы вписаны в метатегах Title, Keywords, H1...H3 и удалите неподходящие, убедитесь, что все настройки контекстной рекламы сделаны с учетом характеристик целевой аудитории, посмотрите настройки региональности сайта в «Яндекс.Вебмастер». Посещение веб-ресурса — это только первый этап цепочки продаж. Пользователи могут «теряться» и на других этапах: поиск и оценка товара, добавление в корзину, оформление заказа. Анна Соколова рассказывает, как действовать в каждом из этих случаев.