Как найти и удержать ИТ-специалиста
Требуется ИТ-специалист
Мир делает ставку на цифровизацию различных отраслей экономики, и Россия следует этому тренду. Многие традиционные отрасли — финансы, ретейл, транспорт — уже погрузились в ИТ. Остальные сделают это в будущем, уверен Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикум». Спрос на ИТ-специалистов растет, а работа в области информационных технологий перестает быть уделом гиков. Так, за два года доля ИТ-вакансий в их общем числе выросла больше чем на 5%, а количество соответствующих поисковых запросов — на 25%. Трансформация рынка ИТ-вакансий идет полным ходом, но разобраться, какие направления наиболее перспективны, непросто. Из обзора сервиса «Яндекс.Практикум», сделанного на основе данных HeadHunter, вы в том числе узнаете, по каким специальностям динамичнее всего растет число вакансий.
Доктора наук идут в ИТ
В США, где зарплаты в сфере искусственного интеллекта могут достигать $1 млн, от программиста требуют не просто быть компетентным, но еще и иметь докторскую степень, пишет Bloomberg. Почему компании ищут докторов наук? Одна из причин — работников с докторской степенью стало больше. На протяжении нескольких десятилетий количество специалистов, окончивших докторантуру, неуклонно росло, исключением стал лишь небольшой спад в 2017 году. При этом все меньше докторов остаются работать в университетах на полной ставке. Другая причина — растущий спрос на узких специалистов с опытом проведения независимых исследований. ИТ-сфера требует решения все более сложных задач, и значит, специалист должен иметь соответствующий уровень подготовки. Но в увлечении работодателей специалистами с докторской степенью есть свои недостатки, о которых и рассказывает Bloomberg.
Пять способов найти «айтишника»
Потребность компаний в ИТ-специалистах растет, и на российском рынке они уже в дефиците. По оценкам рекрутинговой компании Hays, в 2018 году на одного разработчика-соискателя приходилось от двух до семи предложений от разных компаний-работодателей. Аналитики Boston Consulting Group считают, что уже через несколько лет в России будет не хватать 1 млн ИТ-специалистов. Для компаний становится насущным вопрос о том, как привлечь на работу высококвалифицированного «айтишника». Ответ на него знает директор по развитию онлайн-платформы Webbankir Денис Сидоров. По его словам, компании ищут ИТ-специалистов на рекрутинговых порталах, в соцсетях, на форумах, с помощью хакатонов. Но не все эти способы приносят одинаково хорошие результаты. Денис Сидоров подробно разбирает особенности каждого из способов поиска перспективных ИТ-специалистов. Например, на объявления на рекрутинговых порталах чаще всего откликаются люди с минимальным опытом работы по специальности или даже без него.
Чек-лист для управленца: насколько хорошо ваш разработчик
Компания нашла ИТ-специалистов, и они начали разработку для нее новых программ или приложений. Но как оценить их компетентность, когда работа уже идет полным ходом? Многим владельцам бизнеса очень трудно сделать это, ведь они буквально говорят с разработчиками на разных языках. Если владелец вовремя не заметит, что его команда некомпетентна, то может год платить за разработку мобильного приложения, которое никогда не будет запущено. Станислав Гольденшлюгер, сооснователь ИТ-студии Alef Development, составил список из десяти простых вопросов, которые помогут владельцу бизнеса вывести разработчиков на чистую воду. Вот два из них: «Хранится ли код ваших программ в системе версионирования?» и «Есть ли у вас отдельный тестовый сервер?» Все десять вопросов вы найдете в статье. Станислав Гольденшлюгер советует: если хотя бы на один из этих вопросов разработчики ответят отрицательно, задумайтесь, если на два — начните волноваться, если на три — поменяйте ИT-команду.
Не бойтесь задавать вопросы интровертам
Сложность в работе с ИТ-специалистами заключается и в их личных особенностях. Как правило, ИТ-специалисты — интроверты. Они не слишком разговорчивы. Опытный разработчик может покинуть компанию, а работодатель так и не узнает причину его ухода. Однако это не значит, что у работодателя совсем нет шансов разгадать планы ИТ-специалиста. Есть признаки, по которым можно понять, что сотрудник перегорел, отмечает ИТ-консультант Джейсон Кол. Например, разработчик постоянно приходил к руководству с новыми идеями, а потом вдруг перестал. Обнаружить разочарование разработчика вовремя можно, если ввести практику регулярных «собеседований» с самыми ценными из них. Это хороший способ удержать сотрудников, но не единственный. О других способах рассказывает Fast Company.
От офиса к деревне: кейс iSpring
Программистов можно искать на специализированных площадках и пытаться удержать традиционными способами, а можно проявить креатив. Именно это сделал основатель iSpring Юрий Усков. Предприниматель создал в родной Марий Эл деревню программистов.
Компания, купившая землю, продает ее сотрудникам по себестоимости и помогает им со строительством жилья. А чтобы обеспечить свою компанию и регион в целом программистами, Усков открыл «Инфосферу». Это компьютерная школа, в которую дети ходят после своих занятий в общеобразовательной. И необычные подходы предпринимателя работают. Сейчас в iSpring трудится 70 человек, а ее оборот составляет $10 млн. iSpring разработала платформу, с помощью которой другие компании могут создавать корпоративные курсы. По мнению пользователей, эта платформа входит в двадцатку лучших сервисов для организации корпоративного обучения. Как происходило становление компании Юрия Ускова, читайте в материале РБК.
Научить компьютеры «видеть»
Некоторых ИТ-специалистов трудно удержать в компании еще и потому, что они хотят развивать собственное дело. Примером такого программиста может послужить 19-летний Александр Вонг из Нью-Мехико. Его можно считать феноменом даже по меркам Кремниевой долины. Вонг вырос в семье двух физиков, пишет Bloomberg. В подростковом возрасте блистал на олимпиадах по программированию и уже в средней школе начал получать предложения о работе от различных ИT-компаний. Так молодой человек попал в Кремниевую долину, даже не окончив университет, а в 19 лет основал свой бизнес — компанию Scale. Программы компании выполняют работу людей, которые разглядывают картинки и определяют, что на них изображено. Тысячи таких людей стоят за каждым беспилотным автомобилем или кассой самообслуживания в магазинах Amazon. Идея Вонга не уникальная, но его стартап собрал более $100 млн от солидных инвесторов, а среди его заказчиков General Motors и Uber Technologies. Чем им приглянулась идея Вонга, читайте в материале.