Как успешно провести цифровую трансформацию
Три отличия лидеров цифровизации
СЕО и основатель компании Amazon Джефф Безос в письме акционерам в 2016 году отмечал: «Если вы хорошо умеете корректировать свой курс, ошибка будет стоить меньше, чем вы думаете, но, если двигаться медленно, это точно будет дорого стоить». Крупные компании, где привыкли к долгосрочному планированию, предсказуемости происходящего и устоявшимся циклам принятия решений, в первую очередь должны изменить подход к работе. Bain & Company опросила более 1,2 тыс. руководителей компаний во всем мире и выяснила, что они принимают решения настолько быстро, что опережают рынок, и готовы пересмотреть решения в ходе реализации. Эксперты Bain & Company объясняют, в чем еще лидеры цифровизации превосходят остальных.
Цифровизовать вне коробки
Несовременный руководитель может поставить своей компании подножку, не понимая самого смысла понятия «цифровизация». Многие руководители до сих пор считают, что цифровизация — это коробочное решение, которое можно купить у SAP, IBM, Microsoft или кого-то еще, пишет Кирилл Туишев, партнер и управляющий директор BCG в России. С помощью крупных ИТ-платформ можно автоматизировать стандартные процессы (производство, бухучет, HR). А цифровые инновации должны рождаться внутри компании, потому что она лучше знает свой бизнес и клиентов. Пришло время для инсорсинга — многие крупные компании будут запускать цифровые проекты силами внутренних исполнителей. Это не значит, что подрядчики уйдут в прошлое, но компании станут нанимать их на более поздних стадиях реализации идей. Кирилл Туишев рассказывает, каких еще иллюзий по поводу цифровизации надо избегать руководству компании.
Пять ошибок цифровизации
Цифровизация — это не только внедрение ИТ-решений. По мнению экспертов PwC, многие компании, вступающие на путь масштабных преобразований, забывают, что для начала надо определить их цель. Но это не единственная ошибка. Многие также возлагают разработку цифровой стратегии на плечи директора по технологиям. Однако CEO компании тоже должен участвовать в этом. Если у руководителя нет реальных знаний в сфере цифровых технологий или корпоративных стратегий, лучше привлечь стороннего — из более «цифровизированной» отрасли, или нанять креативных разработчиков. Например, компания Mattel пригласила на пост руководителя цифровыми СМИ Йона Крейза, который воспитал многих звезд YouTube. Он создал более креативную, развлекательную культуру, способную решать любые проблемы и оживлять продажи традиционных продуктов благодаря глубокому анализу данных и пониманию потребителя. Компании не нужно превращаться в новую Amazon, Google или Netflix, уверены в PwC, но важно избегать хотя быть пяти основных ошибок.
McKinsey: 10 правил цифровизации
Чтобы развивать цифровой бизнес, надо следовать десяти базовым принципам, уверены аналитики McKinsey. Они делят эти принципы на три блока: формирование команды, разработка продукта и управление процессом. Например, в команде цифровой компании обязательно должен быть специалист по дизайну клиентского опыта (experience-дизайнер). Не стоит путать его с графическим дизайнером или дизайнером интерфейсов. Задача такого специалиста — построить оптимальный клиентский опыт, который получает пользователь продукта. Цифровая компания должна быть готова полностью сменить парадигму продукта, даже если это будет разворот на 180 градусов. Руководству же необходимо отказаться от традиционного бюджета и перейти на раунды финансирования. Тогда команде придется все время доказывать свою состоятельность и способность создать действительно востребованный продукт. Это только три принципа успешной цифровизации, остальные семь — в статье McKinsey.
Какие качества нужны агенту трансформации
Другая причина неудачи на пути цифровизации — нехватка управленцев, способных реализовать современные цифровые бизнес-стратегии. Конечно, все хотят переманить к себе сотрудников из лидеров российских ИT-компаний, например из «Яндекса» и Mail.Ru. Но сделать это непросто, потому что большинство компаний не представляют для таких экспертов никакого интереса, им непонятна их стратегия и дальнейшее движение. Какие компетенции должны быть у руководителя, способного довести цифровую трансформацию компании до конца, выяснила компания Kontakt Intersearch Russia. Опрос показал, что это гибкость и адаптивность: 79% из 612 руководителей компаний назвали именно эти качества необходимыми. В топ ключевых компетенций также вошли стратегичность и инновационность. Какими еще компетенциями должен обладать современный руководитель и насколько больше компании готовы платить такому руководителю — в исследовании Kontakt Intersearch Russia.
Главный по цифровизации
А если в компании над руководителем стоит совет директоров, кто тогда должен быть компетентен в вопросах цифровой трансформации? До недавнего времени многие советы директоров нанимали CDO — специалистов в сфере digital. Однако подход оказался неэффективным, утверждают эксперты Spencer Stuart. Они объяснили, как советы директоров должны менять подходы к решению digital-задач. Например, в совете директоров стоит создать комитет по технологиям, где будут обсуждаться все вопросы, касающиеся цифровизации.
Вредные привычки цифровых неудачников
Руководство компании не только задает вектор ее развития, но и сильно влияет на формирование корпоративной культуры. Именно нездоровая корпоративная культура мешает цифровизации. McKinsey считает, что для начала топ-менеджмент в компании должен сплотиться вокруг решения о цифровизации и реализовывать на практике то, о чем говорит в теории. Например, правление одной банковской корпорации не принимает решений, не подкрепленных аналитикой больших данных. Потом руководство должно избавиться от вредных для бизнеса моделей мышления, например от собственнического подхода к информации, и помочь сделать это сотрудникам. Если не получится, можно пойти на радикальные меры и сменить некоторых сотрудников. Неудачу при цифровой трансформации терпят 84% компаний. Сценарии неудачников описывают партнеры McKinsey & Company Яков Сергиенко и Сергей Алябьев.
О чем знают только 8% компаний
В итоге сегодня почти в каждой организации происходит цифровая трансформация, но только 8% компаний добились целевых бизнес-результатов. Почему у них получилось то, что не вышло у большинства, рассказывают аналитики Bain & Company. По их словам, в бизнес-среде сложилось четыре мифа, препятствующих успешной трансформации компаний. Один из них такой: цифровизация — это дорого. Исследование показало, что лидеры тратят на технологии ненамного больше, чем остальные, а в некоторых случаях даже меньше. Просто они тратят по-другому: инвестируют больше в разработку новых продуктов или услуг и меньше — в поддержание старых систем. Стараются сделать так, чтобы расходы на трансформацию окупали себя сами. Какие мифы о цифровизации нужно отбросить в сторону, чтобы успешно провести ее, читайте в материале Bain & Company.