Материал раздела Основной
Оксана Пикулёва-Харгел
Экономист и трейдер Нассим Талеб изначально ввел термин «антихрупкость» для описания различных экономических или социальных систем. Однако за два пандемийных года этот термин стал хайповым. Поэтому сегодня он часто применяется на организационном, командном и индивидуальном уровнях.
Личная антихрупкость — это способность человека извлекать выгоду из неудач и потерь; закаляться при столкновении с хаосом или ударами судьбы.
Как стать антихрупким?
Предлагаю взглянуть на драматические обстоятельства через логотерапевтическую модель Судьбы-Свободы, которую положил в основу своей практики Виктор Франкл. Он говорил, что любая ситуация, в которой бы мы ни оказались, имеет два поля.
— Поле Судьбы — в него попадает то, что мы не можем изменить: наша биография, наше биологическое, социальное и психологическое прошлое.
Здесь оказываются все действия других людей. Сюда же прилетают все «черные лебеди» нашей жизни. Такое судьбинное поле есть у каждого из нас. И время от времени мы мысленно его посещаем. Но если человек все время находится в этом поле и непрерывно рефлексирует по поводу того, что он сделал, как и зачем, а также что с ним сделал этот мир или люди, то он чувствует себя жертвой обстоятельств. Развивается гиперрефлексия — излишне длительная концентрация на негативных переживаниях, которая приводит с собой уныние и отчаяние. А ведь поле Судьбы не поддается нашему контролю. Важно понимать это в моменте и отпускать контроль над ним.
— Поле Свободы, возможностей и выбора в предлагаемых обстоятельствах.
Даже если человек лежит на смертном одре, пока он жив и дышит, у него есть разные варианты действий. Как только человек мысленно переходит в поле Свободы, он начинает видеть возможности и выбирать действия, обладающие наибольшим смыслом и для него, и для мира. Человек становится автором своих решений. Контролируя таким образом свою жизнь, он наделяет ее смыслом.