Материал раздела Основной
В налоговом законодательстве отсутствует термин «дробление бизнеса». Несмотря на это, практика выявления таких схем развивается. Если предприниматели дробят бизнес не в деловых целях, а ради снижения налогового бремени, ФНС переквалифицирует деятельность нескольких субъектов в деятельность одного и доначисляет организатору схемы налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, пени и штрафы. Суды, как правило, соглашаются с позицией налоговых органов и признают доначисления обоснованными. Однако после этого некоторые участники пытаются вернуть из бюджета налог, который уплатили, применяя специальные налоговые режимы. Удается ли это?
Рассмотрим на реальном примере.
В деле № А66-1193/2019 суды установили, что ООО «Стройбилдинг» раздробило бизнес на 11 подконтрольных организаций, включая ООО «МДС» (далее — МДС).
После этого МДС скорректировало свои налоговые обязательства по упрощенной системе налогообложения (УСН), подав в ФНС уточненные налоговые декларации за 2011–2013 годы. В результате сумма налога к уплате составила 0 руб. Компания полагала, что перечисленная ей в бюджет сумма налога по УСН является излишне уплаченной и подлежит возврату. Свое право на возврат налога компания отстаивала в суде. Суды трех инстанций поддержали позицию МДС по возврату переплаты. Однако Верховный суд (ВС) РФ с ними не согласился. В определении от 23.03.2022 № 307-ЭС21-17087 Верховный суд РФ не признал, что у участника схемы дробления бизнеса есть право на возврат налога, уплаченного им при применении УСН.