РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Снижение затрат на закупки: урок 3. Баланс запаса и уровня сервиса

Менеджер по международным цепочкам поставок Dodo Brands Виктор Коданев поделится способами эффективного снижения затрат в закупках. В третьем уроке участники узнают, как настроить гибкие условия оплаты и соблюдать баланс размеров запаса и уровнем сервиса

Баланс между размером запасов и уровнем сервиса: как его достичь

Баланс должен быть во всех видах запасов: сырья и материалов, полуфабрикатов и незавершенного производства, готовой продукции. Подобрав нужные параметры, компании стремятся установить нормы запаса — уровень складского остатка, который считают для себя приемлемым. Так появляются KPI по нормам запасов, иногда они становятся сквозными для всех подразделений. Жесткие KPI сковывают компанию и лишают ее гибкости. Что с этим делать:

  • Допускайте отклонение от норматива для закупки крупных партий товара по старым ценам. Если материал расходуют регулярно и планируют использовать его в будущем, то можно приобрести партию товара заранее. Особенно если достоверно известно о предстоящем повышении цен.
  • Хеджируйте валютные риски. На «хорошем и выгодном» курсе национальной валюты можно допустить авансирование крупной партии товара, которая закупается за рубежом.
  • Снижайте риск дефицита материала и связанных с ним потерь. Зачастую можно предвидеть трудности с поставками, дефицит материала или повышенный спрос на него. Для бизнеса это может иметь более серьезные последствия, чем закупка по повышенной цене. В таких случаях также стоит допускать сверхнормативную закупку товаров.

Как настроить гибкие условия оплаты

Зачастую закупочные подразделения компаний устанавливают определенные правила по взаиморасчетам с поставщиками и стараются от них не отклоняться. Это может быть отсрочка платежа в 30 или 60 дней, например. В таких случаях согласование аванса становится трудоемкой и исключительной процедурой. В условиях турбулентности важно проявлять гибкость и в системе взаиморасчетов с поставщиками. Это позволит вам снизить затраты на закупки, улучшить деловую репутацию, сохранить целостность цепочек поставок, которые выстраиваются годами. Для одних поставщиков важно быстро получить деньги, потому что банки отказывают в кредитах, для других отсрочка платежа не станет критичной.

Какие формы управления взаиморасчетами с поставщиками можно использовать:

  • Мы допускаем уменьшение отсрочки платежа с существенной скидкой. Более 1% за 30 дней разницы.
  • Мы допускаем аванс с существенной скидкой. Более 1% за 30 дней разницы + несколько процентов за риск.
  • Мы допускаем увеличение отсрочки платежа с увеличением цены, но не более 1% за 30 дней разницы.
  • Мы допускаем подписание длинной отсрочки платежа. 90–150 дней, особенно по импортным контрактам, с правом досрочной оплаты и начислением покупателю ретробонуса за досрочную оплату в размере 1% за каждые 30 дней. Таким образом, по импортным контрактам у нас есть возможность «поймать» момент, получить ретробонус от поставщика за досрочную оплату и хеджировать валютный риск.

Получите системные знания по управлению закупками на авторском курсе Виктора Коданева. Подписчикам РБК Pro предоставляется скидка 20% на обучение по промокоду РБК20.

Смотрите также:

Снижение затрат на закупки: урок 1. Ускорение закупок и рамочный контракт

Снижение затрат на закупки: урок 2. ЭТП и балансировки пулов поставщиков

Снижение затрат на закупки: урок 4. Ретробонусы и валютные коридоры

Снижение затрат на закупки: урок 5. Господдержка экспорта и консигнация