Материал раздела Основной
Анастасия Ласковая

Думай как Джефф Безос. Какие алгоритмы используют успешные бизнесмены

Долгое время считалось, что успешные бизнесмены обладают деловым чутьем, которому нельзя научиться. На самом же деле они используют одни и те же алгоритмы принятия решений. Анастасия Ласковая, доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ составила их чек-лист
Фото: David Ryder / Getty Images
Фото: David Ryder / Getty Images

Сарас Сарасвати, обладательница звания одного из лучших профессоров в области предпринимательства в мире, первой заговорила о предпринимательском подходе как о методе мышления, которому можно научиться. Последние исследования российских ученых демонстрируют, что сейчас, в период экономической турбулентности, для этого самое подходящее время.

Группа ученых ВШМ СПбГУ и Университета Калгари изучила практики работы российских компаний малого и среднего бизнеса в кризис 2014–2015 годов. В выборку попала 521 компания из разных регионов страны. Фирмы, руководство которых в период нестабильности принимало решения на основе доступных возможностей и ресурсов и быстро адаптировало бизнес к окружающей действительности, оказались более устойчивыми и успешными. Плановый метод, который дает хорошие результаты в предсказуемых условиях, наоборот, повышал вероятность получения непредсказуемых результатов деятельности. Сейчас предпринимательский подход, подразумевающий гибкость, снова становится для малого и среднего бизнеса главной возможностью сохранить работоспособность и стабильный доход.

Начинайте с того, что имеете

Успешные предприниматели начинают не с какой-то гениальной идеи, а с себя. Они смотрят на те ресурсы, что у них есть: навыки, знания, связи и опыт. Как это можно использовать, чтобы придумать идею или начать новое дело?

Когда речь идет о существующей компании, нужно смотреть, какие у нее есть контакты. Клиент — это тоже ресурс, вместе с ним или на основе того, что он предлагает, можно создать много новых проектов. Например, в сложившейся ситуации многие издательства на ограниченное время открыли для читателей подборки электронных книг. Они поняли, что могут позволить себе «потерять» часть потенциального дохода от продажи, но повысить лояльность покупателей. Сервисы психологической помощи в период текущего кризиса создавали контент вместе со своими пользователями.