Материал раздела Основной
ЕС, США, Великобритания и ряд других стран ввели в отношении России санкции из-за ситуации на Украине. Санкции наложились на еще не окончившуюся после пандемии рецессию и приведут к последствиям для экономики России.
Минэкономразвития ожидает, что к концу года ВВП упадет более чем на 10%, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании Совета Федерации. Инфляция только с 2 по 8 апреля ускорилась до 17,49%.
Какие отрасли пострадают от санкций?
Больше всего от санкций пострадают отрасли, ориентированные на импорт сырья и комплектующих из недружественных стран. В их число входят машиностроение и химическая промышленность. Алексей Калинин, руководитель практики государственного консалтинга SBS Consulting, отмечает, что для этих отраслей утрата импорта приведет к падению объемов выпуска на 20% и более. В машиностроении, в частности в автопроме и авиастроении, в течение года — полутора лет может возникнуть серьезный дефицит технологического оборудования и деталей, который нельзя будет оперативно восполнить, полагает Агван Микаелян, член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Российские автопроизводители уже столкнулись с резким сокращением поставок компонентов и материалов от импортных поставщиков и вынуждены в авральном порядке искать им замену. Однако из-за ограничений в логистике даже это не гарантирует бесперебойность поставок. «Для того чтобы организовать импортозамещение, нужны инвестиции со стороны компаний и поддержка государства в виде доступных кредитов, кредитных каникул, дополнительных субсидий и компенсаций растущих затрат. Более того, производителям нужна и поддержка спроса на их продукцию, ведь при текущих ценах и ставках по кредитам спрос стремительно падает», — говорит Наталья Чуркина, аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Она считает, что спрос можно стимулировать в том числе через расширение госпрограмм закупки российской автотехники, запуск программы утилизации, аналогичной той, которая действовала на российском рынке в 2010 и 2014 годах, и расширение программ льготного кредитования.
В авиастроении ситуация еще более сложная, чем в автопроме, так как самолеты в России строят по зарубежным стандартам. Иркутский авиационный завод (разработал МС-21) и «Сухой» (Sukhoi Superjet) до сих пор широко использовали зарубежные комплектующие. Так удавалось быстрее сертифицировать самолеты, но сейчас это стало ключевым ограничением по их выпуску.