Материал раздела Основной

Без взятки не доедет: почему с логистикой в Африке все так плохо

Решение логистических проблем в Африке могло бы привести к росту внутреннего товарооборота на 50%. Пока даже внедрение цифровых решений не может переломить ситуацию. The Economist объясняет, какие из барьеров особенно сложно преодолеть на континенте
Фото: David McNew / Getty Images
Фото: David McNew / Getty Images

Если верно, что время — деньги, то Байтбридж — это очень дорогое место. В конце прошлого года на переправе через Лимпопо в Южной Африке выстроилась многокилометровая очередь грузовиков, везущих кобальт из Конго, медь из Замбии и чай из Малави. Многие водители пробыли здесь не один день. Кто-то из них платил взятку 1 тыс. рэндов ($68), чтобы продвинуться вперед. Но далеко не все могли себе это позволить. В 2020 году сообщалось, что несколько дальнобойщиков умерли в ожидании, не выходя из своих автомобилей.

Политики в Африке давно говорят, что собираются покончить с такими заторами. Соглашение о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA), подписанное 41 страной из 55, призвано облегчить торговлю между ними, а значит, и ускорить рост их экономики. В 2020 году всего 18% африканского экспорта приходилось на страны внутри региона. Это ниже, чем в Северной Америке, Азии и Европе, где этот показатель составляет соответственно 30, 58 и 68%. Рост товарооборота внутри Африки должен привести к увеличению количества рабочих мест, повышению заработных плат и снижению уровня бедности.

AfCFTA поможет развитию торговли в двух смыслах. Во-первых, соглашение будет означать снижение тарифов, особенно если говорить о сделках между странами из разных региональных объединений, таких как Сообщество развития юга Африки и Восточноафриканское сообщество. По оценкам МФВ, это может привести к росту внутреннего товарооборота на 15–25%. Однако вдвое более высокий результат можно было бы получить при решении ряда проблем, не связанных с тарифами.