Материал раздела Основной

Как «анти-Безос» Тоби Лютке построил империю на роковой ошибке Amazon

Из безызвестного стартапа Shopify за пару лет превратилась в глобальную платформу интернет-торговли, а в 2021 году она стала самой дорогой компанией Канады. Помимо промахов конкурента-гиганта Amazon развитию фирмы помог и неординарный подход ее основателя
Тоби Лютке
Тоби Лютке (Фото: Alex Blouin, Jodi Heartz / Bloomberg Businessweek)

В феврале прошлого года специализирующаяся на онлайн-торговле компания Shopify поменяла информацию о городе и стране в пресс-релизах и отчетах с «Оттава, Канада» на кое-что не совсем привычное: «Интернет, повсюду». Так поступили по настоянию основателя и главного исполнительного директора Shopify Тоби Лютке, который склонен смотреть на подобные вопросы через призму холодной жесткой логики. В мае 2020 года, всего через несколько месяцев после начала пандемии, он принял скоропалительное на первый взгляд решение расторгнуть договоры аренды офисов Shopify в Оттаве и еще шести городах. Лютке тогда заявил, что весь штат компании из 7 тыс. человек переходит на удаленную работу, причем навсегда. Shopify, заключил он, стала «вездесущей» — все ее клиенты и сотрудники отныне существуют в одном цифровом пространстве. Коллеги из топ-менеджмента были озадачены странной формулировкой, но знали, что лучше не спорить.

Ход с изменением города, возможно, выглядит чересчур помпезным и остроумным, но Лютке заслужил определенную творческую свободу благодаря тому, что никому не известная ИТ-компания чуть менее чем за два года превратилась в международную платформу интернет-торговли. С тех пор как он основал Shopify 15 лет назад, компания поставляет программное обеспечение, которое позволяет примерно 2 млн продавцов по всему миру запускать веб-сайты. Делать это предприниматели могут без лишних сложностей, которые часто возникают у главного конкурента Shopify — Amazon.com. За сумму от $30 до $2 тыс. в месяц Shopify предлагает продавцам более десятка услуг для интернет-магазинов: от непосредственно сайта до управления запасами и обработки платежей.

Технология Shopify теперь лежит в основе веб-сайтов гигантских розничных сетей, в частности Staples и Chipotle Mexican Grill. Благодаря ей выросли недавно вышедшие на биржу компании, среди которых — производитель обуви Allbirds и фирма по выпуску медицинских халатов Figs. Кроме того, платформой пользуются розничные магазины Кайли Дженнер, Тейлор Свифт, Леди Гаги и других знаменитостей. Но особую роль компания сыграла в более приземленных нишах. Она помогла небольшим семейным предпринимателям, стартапам, поддерживаемым венчурным капиталом, мини-инфлюенсерам, неформатным предпринимателям, мерчандайзерам и малоизвестным компаниям, таким как Offlimits (нью-йоркский стартап из двух человек, пытающийся заново изобрести, как это ни парадоксально, хлопья для завтрака).

Фото:Justin Tang / Bloomberg
Фото: Justin Tang / Bloomberg

Shopify для владельцев малого бизнеса стала тем же, что и Zoom для всего корпоративного мира в начале пандемии. Многие из новоиспеченных бизнесменов раньше никогда ничего не продавали в Сети, пока это не стало единственным условием выживания. В то время Shopify, малоизвестную компанию, обслуживающую около 1 млн продавцов, скорее можно было спутать с музыкальным сервисом Spotify, чем назвать синонимом электронной торговли. Но, когда предприятия были вынуждены массово закрываться, Shopify снабдила их инструментами для мгновенного создания интернет-магазинов. Репутация Amazon как не очень дружелюбного по отношению к предпринимателям сервиса в 2020 году лишь укрепилась после того, как продавцы платформы дали свои показания на слушаниях в конгрессе США в рамках расследования деятельности ИТ-гигантов. Так что Shopify неожиданно стала самым верным союзником предпринимателей.