Материал раздела Основной
Анжела Грачёва

Отношения, а не деньги: как компании противостоять «великому увольнению»

COVID-19 дал старт переменам. Меняется отношение людей к личному времени и безопасности. Зарождается нечто более важное, чем материальные ценности. Не замечать этого просто нельзя, считает Анжела Грачёва (Институт инноваций и предпринимательства МВШСЭН)
Фото: Brian Mcgowan / Unsplash
Фото: Brian Mcgowan / Unsplash

Казалось бы, в эпоху глобального кризиса балом правит страх. Люди боятся потерять работу, здоровье и стабильность. Однако на этом фоне наблюдается парадоксальное явление. В России зафиксирован массовый прирост числа увольняющихся. По данным HeadHunter, доля увольнений по собственному желанию составила 61% во втором квартале 2021 года и 59% — в третьем.

В США цифры тоже побили все рекорды. Согласно данным Бюро трудовой статистики, в апреле, мае, июне и июле ежемесячно увольнялось почти 4 млн человек.

Сотрудники покидают компании вовсе не потому, что им мало платят. На первое место выходят совсем другие причины: отсутствие сопричастности, недовольство руководством, токсичная атмосфера.

Пандемия растворила «клей», на котором держались рабочие коллективы

Эксперты по корпоративной культуре сходятся во мнении, что пандемия буквально растворила «клей», который раньше скреплял команды. Молодые учились у более опытных, на общих совещаниях сотрудники могли проявить себя и поучаствовать в рождении креативных идей, а разговоры возле кофемашины были не просто потерей времени, как считали некоторые руководители, а порождали эмпатию и профессиональное доверие.

Сотрудники, работающие дистанционно, прекрасно справляются с процессными задачами, такими как ведение бухгалтерии и аналитика. Однако они не могут качественно решать задачи, где есть развилка, — например, где надо провести мозговой штурм и найти решение проблемы. Это связано с тем, что в дистанционном формате очень трудно создать атмосферу, благодаря которой обычно случается прорыв.