Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 24.12.2021, 07:31

Эксперты предупредили о риске массовых банкротств в дорожной отрасли

Сфере дорожного строительства из-за роста цен на ресурсы и проблем в нормативном регулировании грозят банкротства, считают эксперты. Ее низкая рентабельность снижает интерес инвесторов, хотя власти и планируют потратить на крупные магистрали 3,6 трлн руб.
Фото: Александр Щербак / ТАСС
Фото: Александр Щербак / ТАСС

Почти половина из крупнейших российских дорожно-строительных компаний может обанкротиться, если регулирование этого рынка не изменится, следует из презентации исследования Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) и НИУ «Высшая школы экономики». Презентация, посвященная комплексной оценке рынка дорожных работ в отношении автодорог общего пользования, а также экономических показателей компаний и влияющих на них факторов, есть у РБК.

Гендиректор НАИК Мария Ярмальчук подтвердила РБК, что ВШЭ по заказу ассоциации готовит исследование: работа над ним еще ведется, но промежуточные результаты уже есть. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин также отметил, что исследование еще продолжается.

Что такое НАИК

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний была создана в мае 2021 года, она объединяет десять крупных компаний, работающих в сфере инфраструктурного строительства, в том числе группу «Нацпроектстрой» ВЭБа и Аркадия Ротенберга, корпорацию АЕОН Романа Троценко, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко.

Исследование было решено сделать, чтобы донести до властей реальное положение дел в отрасли, поясняет Ярмальчук. Она заверила, что ассоциация активно обсуждает и готовит решения проблем с Минстроем и строительным блоком правительства во главе с вице-премьером Маратом Хуснуллиным.

Представитель Марата Хуснуллина признал, что в этом году строительная отрасль столкнулась с рядом негативных факторов, в том числе со значительным ростом стоимости стройматериалов. Но это не помешало, по его словам, набрать «хороший темп» жилищного, дорожного, инфраструктурного строительства. Чтобы поддержать его, правительство планирует реализовать «комплекс дополнительных мер», для этого «ведется работа по подготовке нормативных документов», говорит представитель вице-премьера.

В пресс-службе Минстроя запрос РБК переадресовали в Минтранс. В Минтрансе РБК заявили, что правительство компенсирует подрядчикам затраты на удорожание стройматериалов, но подчеркнули, что министерство не может вмешиваться в хозяйственную деятельность компаний, и «если подрядчик ведет свою дорожно-строительную деятельность непродуманно и рискованно, то он обанкротится».

РБК направил запросы крупным подрядчикам — «Стройтрансгазу», «Нацпроектстрою», АЕОН, Crocus Group, группе «Ташир».

В черном списке: как строители оспаривают включение компаний в РНП
Право Исследования «Арбитраж.ру»
Фото:Shutterstock

Что происходит с крупнейшими дорожными компаниями

Как следует из презентации, авторы исследования проанализировали бухгалтерскую и управленческую отчетность 200 наиболее крупных российских дорожно-строительных компаний. Анализ выявил «высокую вероятность массовых банкротств в отрасли автодорожного строительства» из-за того, что 94 компании из 200 находятся «в зоне неопределенности по модели прогнозирования банкротства», следует из презентации исследования. С проблемой потери финансовой устойчивости сталкиваются в том числе крупнейшие компании с годовым оборотом более 4 млрд руб., имеющие уникальные компетенции в строительстве технически сложных дорог и мостов, говорится в презентации.