РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Дэвид Де Кремер: «Иногда лидеру необходимо стать посмешищем»

Менеджмент Статьи РБК
Какие три когнитивных искажения мешают мыслить рационально в кризисной ситуации и почему принцип «абсолютной честности» может помешать с ней справиться — в подборке идей профессора Бизнес-школы Национального университета Сингапура Дэвида Де Кремера
Фото: Daviddecremer
Фото: Daviddecremer

Иррациональный менеджер

По словам Дэвида Де Кремера, одной из самых главных и опасных ошибок кризис-менеджмента является так называемая «финансовая инертность» — тенденция лидеров и руководителей вкладывать недостаточно средств в борьбу с кризисом на его начальной стадии, в результате чего они вынуждены затрачивать намного больше ресурсов на последующих этапах.

Он приводит следующий пример. Представим, что человек идет мимо ресторана и замечает, что электропроводка на кухне в очень плохом состоянии — пожар может случиться в любой момент. Однако если он начнет уговаривать посетителей покинуть помещение, скорее всего, его просто поднимут на смех. Но если он заметил, что уже начался пожар, и пришел на помощь, то к нему отнесутся как к герою и лидеру.

«Мы ожидаем от самих себя, что если есть какие-либо признаки надвигающегося кризиса, то мы не будем ждать его последствий, а сделаем все возможное, чтобы их минимизировать, — объясняет Де Кремер. — Но человек устроен не так. [Лидеры] как будто бы ждут неприятных событий, чтобы начать тратить огромные средства на борьбу с ними. Отсутствие способности к прогнозированию проявляется и позднее, когда они не просят совета у тех, кто уже сталкивался с подобными проблемами». Причина подобного иррационального поведения — несколько когнитивных искажений.