РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Дмитрий Ковпак

Хватит «нянчиться»: как излишняя опека руководителя влияет на сотрудников

HR Инструкции Skylex.ltd
Неусыпный контроль за работой подчиненных и постоянные вопросы о том, чем они заняты, вредят бизнесу. Но эту ошибку допускают даже опытные начальники. Как понять, что вы становитесь «нянькой» сотрудникам и как удержаться от этого соблазна — три правила
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Эффективное управление персоналом базируется на комбинации из трех составляющих:

  • высокий профессионализм начальника;
  • умение делегировать полномочия;
  • корректное общение с подчиненными.

Однако со вторым и третьим пунктом у руководителей, особенно на начальном этапе, нередко бывают проблемы. По данным исследований, из-за недовольства и конфликтов с боссом готов уволиться каждый третий специалист.

Начальники-«няни» и работники-«дети»

Распространенная ситуация: начальник «завязывает» все рабочие процессы на себя, не доверяет решение задач кому-либо другому, требует точного исполнения своих инструкций. В итоге он либо все делает сам, либо постоянно вмешивается в работу подчиненных, прерывает ее советами и указаниями, не допускает проявления инициативы. Статистика неутешительна: более 50% из 3000 россиян подтвердили, что сталкивались с подобным и считают своего руководителя токсичным.

Нередко «нянькой» становятся приверженцы демократичного стиля управления персоналом. Их девиз: «Сделаем это вместе».

Впрочем, начать играть роль «родителя» могут также начальники, предпочитающие личностно-ориентированный стиль, предполагающий индивидуальный подход к каждому сотруднику. Как правило, это люди с мягким характером, склонные к эмпатии и состраданию.

Не всегда руководитель становится «воспитателем» по своей воле. Его могут вынудить взять на себя эту роль индивидуальные особенности сотрудника. Допустим, подчиненный — профессионал в своем деле, но который негативно влияет на продуктивность коллег: постоянно отвлекает их от работы шутками и разговорами, распускает сплетни, не соблюдает установленные правила. Его начальнику приходится стать «родителем», контролировать сотрудника, проводить беседы.

Бывает другая крайность: подчиненный просит о помощи при малейших трудностях, постоянно ждет похвалы, боится взять ответственность на себя. Обычно так ведут себя те, кто только начал путь по карьерной лестнице.

Почему не стоит «нянчиться» с подчиненными