РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Хочу саббатикал: кого и когда работодатель отпускает в творческий отпуск

HR Статьи Odgers Berndtson
Программы длительного творческого отпуска (саббатикал) есть в Henkel, Mars, PMI, Lufthansa, Siemens, Hewlett Packard, Adidas. Как дела обстоят в российских компаниях и когда саббатикал должен насторожить сотрудника, знает Полина Косых (Odgers Berndtson)
Фото: Kevin Coombs / Reuters
Фото: Kevin Coombs / Reuters

Название длительного отпуска «саббатикал» происходит от слова «шаббат» и означает «время для восстановления сил и отдыха». В XIX веке такой отпуск брали профессора Гарварда, чтобы заниматься научной работой. Сегодня он стал популярной практикой не только в университетах, но и в крупных компаниях, которые дают сотрудникам возможность «перезагрузки». Например, в июне «Сбер» анонсировал запуск такой программы и разрешил сотрудникам брать долгосрочный отпуск с сохранением места, правда, неоплачиваемый.

Практика в мире и России

Программы творческих отпусков разработаны в Henkel, Mars, PMI, Lufthansa, Siemens, Hewlett Packard, Adidas. Неоплачиваемый отпуск на полгода могут взять сотрудники компании BMW в Германии. Возможность дополнительного отпуска после 5–10 лет работы в компании получают сотрудники Nike. В Финляндии один из родителей имеет право на длительный оплачиваемый отпуск, если ребенок идет в первый класс ― чтобы помочь ему привыкнуть к изменениям.

Саббатикал в российских реалиях не совсем соответствует традиционному его пониманию.