Материал раздела Основной

Бумеры и зумеры: как построить работу в разновозрастной команде

Сегодня в компаниях работают сразу четыре поколения сотрудников. Взаимодействие между ними не всегда получается эффективным. Сергей Бирюков (Accenture) рассуждает, как добиться успеха в межпоколенческих командах и найти общий язык друг с другом
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что нас разобщает?

Сейчас рабочая сила состоит из четырех поколений работников:

  • бэби-бумеры (55–75 лет),
  • поколение X (35–55),
  • поколение Y, или миллениалы (23–35)
  • поколение Z (15–23).

В российской практике Accenture, например, сейчас около трех четвертей сотрудников — это представители миллениалов, порядка одной четверти — «иксы» и небольшая часть — бэби-бумеры. При этом еще десять лет назад пропорции были абсолютно другими: в 2010 году три четверти сотрудников принадлежали к поколению Х, а миллениалов была лишь одна четверть.

Такое быстрое изменение пропорций — это один из корней проблемы взаимоотношений в межпоколенческих командах. За короткий срок еще не все успели привыкнуть совместно решать рабочие задачи с коллегами разных возрастов. Поэтому во взаимоотношениях людей могут возникнуть следующие сложности:

Эйджизм (предубеждение на основе возраста). Сегодня он имеет двунаправленный вектор: молодое поколение высказывает несогласие и упреки в отношении мнения старших коллег, а они в свою очередь не доверяют мнению молодежи или недооценивают его.

Ложные стереотипы, возникшие на основе теории поколений. К примеру, суждения о том, что гибкий график подходит исключительно представителям поколения Y, поколение Z склонно к депрессиям, а поколение X — все как один циники. В действительности последние исследования показывают, что все сотрудники ожидают уважения к своему мнению и предпочитают работать с такими лидерами, которым можно доверять. Помимо этого, представители всех поколений не любят перемены, и всем нам необходима обратная связь.