Материал раздела Основной
Закон, разрешающий онлайн-продажу и доставку лекарств, появился с большим опозданием. К нему давно подталкивали объективные тренды, в том числе цифровизация каналов продаж во всех отраслях без исключения, а также изменения в потребительском поведении, которое все больше ориентируется на модель e-commerce.
Пандемия и связанные с ней ограничения вернули на повестку дня закон, который стагнировал с 2017 года. Пациенты в России уже могут пользоваться услугами телемедицины, но чтобы купить препараты для лечения, им все еще приходится идти в аптеку.
Пока это касается только продажи безрецептурных препаратов, однако не исключено, что на следующем этапе будет легализована торговля лекарствами по рецепту, как это давно происходит во многих странах мира.
Несмотря на то, что онлайн-продажа безрецептурных лекарств была легализована только в апреле 2020, фактически рынок уже существовал. Российские потребители уже несколько лет пользуются услугой онлайн-бронирования лекарств на сайте с последующим самовывозом. По оценкам Data Insights, в 2018 году пользователи оформили в интернет-аптеках 24,9 млн заказов на сумму 40,8 млрд руб. Количество заказов по сравнению с 2017-м выросло на 78%.
Какие тренды характеризуют рынок прямо сейчас?
Преобладание «обходных схем». Право на интернет-торговлю безрецептурными препаратами получили 145 аптечных организаций (данные Росздравнадзора на 18.08.2020), которые соответствуют установленным критериям. В их числе:
Однако фактических операторов доставки гораздо больше — под нашим данным, около 50. В их число входят крупные интернет-магазины. Для этого они используют обходные схемы: покупатель заключает договор поручительства с курьером, который забирает заказанный им препарат в аптечном пункте и доставляет его по указанному адресу.