Материал раздела Основной
Евгений Коновалов

Как устроен маркетплейс: юридические аспекты и подводные камни

В России растет популярность маркетплейсов и агрегаторов. Компании из разных сфер, осознав преимущества этих бизнес-моделей, включаются в сотрудничество с платформами. Чтобы избежать рисков, важно помнить о юридических особенностях маркетплейсов
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что такое маркетплейс

Маркетплейс ― это онлайн-площадка, на которой встречаются два контрагента. Один из них хочет купить товар или услугу, а другой ― продать. Обладая современным технологическим функционалом, маркетплейс дает своим партнерам ряд возможностей:

  • компания может продемонстрировать свой товар большой аудитории;
  • потребитель изучает ассортимент онлайн, не выходя из дома;
  • можно сразу заключить договор (купли-продажи или оказания услуг);
  • продавец может рассчитаться с клиентом, не используя платежные сервисы.

С платформами любят сотрудничать малые и средние компании. Так они получают дополнительный трафик и удобные инструменты для продвижения и продаж.

Чем маркетплейс отличается от агрегатора

С юридической точки зрения различий между маркетплейсом и агрегатором нет. В российском законодательстве в принципе отсутствуют понятия «маркетплейс» и «агрегатор».

Разница в функционале: у маркетплейса он более широкий. Такая площадка позволяет не только размещать информацию, но и совершать сделки. Агрегатор же выполняет только информационную функцию, по сути это онлайн-витрина.

Если мы посмотрим на маркетплейс с юридической точки зрения, то увидим сложный комплекс правовых документов и отношений. Создание юридической модели агрегатора «по-российски» ― непростая задача, которая требует соблюдения норм законодательства и учета интересов инвестора. 

Публичные выступления: как готовиться быстро и говорить убедительно
Интенсивы 7 дней

Юридические модели маркетплейсов

Создателям маркетплейса важно в первую очередь ответить на следующие вопросы:

  1. Кто будет продавать товары и предоставлять услуги: маркетплейс или конкретная компания/ИП?
  2. Кто и каким образом будет осуществлять расчеты? Будет ли при этом задействован банковский счет маркетплейса?
  3. Предусматривается ли монетизация отношений «маркетплейс — потребитель»?