Материал раздела Основной
Проектная форма управления используется для создания нового продукта, выхода на новые рынки или серьезной перестройки внутренних процессов. Проще говоря, проекты — это реализация сложных и новых для компании задач. И обучение здесь — очень значимый компонент: приходится учиться как вопросам содержания проекта, так и новым способам взаимодействия и коммуникации.
Сейчас и само обучение стало восприниматься как проект. Руководству важно, чтобы денежные и временные затраты на учебу окупились. Однако сотрудники часто выбрасывают из головы «лишнее», как только выходят за порог аудитории, и даже не пытаются применять полученные знания на практике. Поэтому набирают популярность особые форматы обучения, когда процесс начинается в аудитории, а продолжается на рабочем месте. Компании создают обучающие циклы, квесты, марафоны, путешествия и другие варианты проектов со сложными последовательностями итераций учебы и применения на практике. Призыв к реальным действиям сотрудников на рабочем месте до, во время или после обучения стал обязательным.
В классической учебной программе план всегда четко определен, согласован с руководством компании и отвечает всем целям и задачам. Однако разработать в таком формате детальный план применения изученного на практике невозможно.
Проектное обучение предполагает подключение к разработке планов и контролю самих учеников. Именно они лучше представляют, как адаптировать изученное к работе, и могут отследить, удалось ли это реально сделать. Это приводит к гибкости в планировании и контроле процесса.
В процессе обучения взрослому человеку очень важна самостоятельность. Ему важно самому решать, что и почему стоит учить, что делать на основе изученного.
Поэтому руководителю стоит строго следить лишь за стратегической линией обучения, а тактические вопросы выбора очередной темы, методик и воплощения на практике оставить за участниками команды. Только так взрослый человек сможет полностью включиться в обучение. И это ключевая отличительная особенность проектного обучения.
Казалось бы, какой же это проект, если мы так вольно обращаемся с планами? Но именно гибкость легла в основу целого направления методик управления проектами. Одной из самых известных методик является scrum. На ее основе была разработана образовательная методика — EduScrum.
Хотя весь проект может занимать много месяцев, для создания ритма его делят на недельные отрезки с планово-отчетными встречами. За неделю можно освоить и внедрить в работу заметный объем вопросов. И если процесс пошел не туда или забуксовал, то это будет своевременно обнаружено и скорректировано.
Соотношение учебных и практических часов в недельном цикле может различаться, но вполне нормально, когда на один-два часа обучения приходится неделя практической работы.