Материал раздела Основной
Тимоти Мескон

Как бизнес-образование отвечает на вызовы постоянно меняющегося мира

На фоне геополитической напряженности и экономических проблем происходят качественные социальные изменения — наступает новая эра в развитии бизнес-образования. Расскажу о главных ее драйверах

Современным миром управляют цифровые технологии — с каждым днем этот тезис становится все более и более очевидным. В бизнесе доминируют Big Tech организации (такие как GAFAM — Google, Amazon, Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), Apple и Microsoft), которые занимают первые строчки в списке «самых дорогих публичных компаний» (их общая капитализация составляет около $5,2 трлн). И этот процесс будет только усиливаться — глобальный опрос руководителей среднего и высшего звена, проведенный MIT Sloan Management Review и Deloitte в 2019 году, показал, что около 90% респондентов ожидают, что тенденции в области развития цифровых технологий значительно повлияют на многие сферы бизнеса. Неприятный факт состоит в том, что только 44% опрошенных должным образом готовятся к этому.

Подобные изменения наталкивают общественность на переосмысление роли бизнес-образования. Один из самых распространенных вопросов к MBA сейчас — можно и нужно ли переходить на «конвейерную подготовку» студентов и воспитание новых Илонов Масков, Джеффов Безосов и Марков Цукербергов? Ответ — однозначно нет. Готовить предпринимателей такого типа бессмысленно, потому что каждый из них уникален. Вы не сможете воспроизвести тот самый набор личных качеств и знаний, которые привели бизнес-лидера к успехам. Однако в ваших силах воспитать новое поколение лидеров и сформировать новый образ управленца.

Сложность ситуации в том, что именно сейчас меняется общее восприятие менеджмента и становится особенно актуален вопрос о том, как управленцы будут управлять. Технологии оказывают масштабное влияние на трансформацию управленческих функций, инструментов и компетенций. Так, в январе 2020 года исследовательская компания Gartner выявила, что искусственный интеллект и новые технологии (виртуальные помощники и чат-боты) к 2024 году смогут выполнять 69% функций менеджера. Тенденция подтверждается и анализом McKinsey, согласно которому к 2030 году у 30–40% работников в развитых странах возникнет необходимость освоить новую профессию или качественно усовершенствовать свои навыки.

Эти цифры, как правило, пугают неподготовленного читателя. Хорошая новость в том, что бизнес-школы уже адаптируются к изменениям и пытаются спрогнозировать потребности будущих студентов. Наиболее развитое направление бизнес-образования в этом контексте — Executive MBA (ориентировано на руководителей высшего звена со значительным опытом), увеличившее набор на программы на 31% за 2019 год. Рост обусловлен тем, что в программах активно используется практико-ориентированный подход с фокусом на реально применимые навыки и инструменты. В качестве дополнительных инструментов привлечения студентов бизнес-школы стремятся использовать преимущества технологий, внедряя: