Материал раздела Основной

Какие виды комплаенса существуют и когда он жизненно необходим

РБК Pro узнал у экспертов, как и зачем внедрять у себя на предприятии процедуры комплаенса, а также посмотрел в судебной практике, в каких ситуациях он может быть полезен

В Москве в арбитражном суде сейчас идет спор между «Лабораторией Касперского» и компанией «Киберсекьюрити Солюшнс», возникший из-за того, что бывшие сотрудники «Лаборатории» после увольнения сделали свой программный продукт KiberSec, который стали предлагать клиентам своего бывшего работодателя. Кто прав, а кто виноват, в данном случае не столь важно. Показательнее другой аспект: по данным суда, представители «Лаборатории» узнали об этой ситуации от служб комплаенса своих клиентов — Альфа-банка и Райффайзенбанка.

Такие службы в самых разных формах сейчас создают крупные компании, чтобы их деятельность всегда соответствовала требованиям действующего законодательства — в этом случае они не рискуют получить штрафы или иные санкции со стороны контролирующих органов. Суть в том, что эти внутренние службы или внешние консультанты постоянно, регулярно или изредка проверяют сделки, контракты и операции, а также всех потенциальных новых контрагентов на предмет тех или иных рисков, говорит Дарья Борисова, партнер «Григорьев и партнеры». Комплаенс может быть налоговым, юридическим, трудовым, санкционным, антикоррупционным, уголовно-правовым, антимонопольным, банковским в зависимости от того, какого рода риски наиболее характерны для данной компании.