От малых голландцев до «голубых фишек»: как инвестировать в искусство
Чем инвестор отличается от коллекционера
Коллекционеры — это те, у кого есть личный интерес к покупке произведений искусства. Именно на них держится искусство, коллекционеры двигают его вперед. Инвесторы появляются только там, где уже созрела коллекционерская среда. Если десять или сто коллекционеров уже «проголосовали» за одного художника, то его работами может заинтересоваться один холодный инвестор. Он просто придет и купит этот актив, чтобы через некоторое время с выгодой продать. Это в идеале, в действительности же те, кто называет себя инвесторами в искусство, часто действуют эмоционально и допускают ошибки как с точки зрения искусства, так и с точки зрения инвестиций.
Коллекционер же не стремится расстаться с работами, так как покупает их для себя. Я сам одновременно и коллекционер, и инвестор. Это два совершенно противоположных режима: в одном случае приобретаю для себя то, что соответствует моему вкусу. В другом — смотрю на то, что может принести выгоду как можно скорее. Первое, что нужно отбросить инвестору, — соображения из разряда «нравится — не нравится» и «что скажут мои соседи». Очень важно, чтобы у него не было личного интереса к тому, чтобы владеть купленной вещью.
У коллекционеров и инвесторов есть одна общая черта. И те и другие приобретают не какие-нибудь, а значимые произведения искусства. Поэтому любой хороший коллекционер — это всегда отличный инвестор.
В какое искусство выгоднее вкладывать
Как это ни парадоксально, цены на работы некоторых авторов XVII—XIX веков не сильно отличаются от цен на современное искусство. Хорошую картину кого-нибудь из малых голландцев можно купить за $20–40 тыс. Причем в разных частях света цены примерно одни и те же. Это поражает начинающих инвесторов, они говорят: «Как же так? Прошло 300 лет, а картина толком не подорожала?» Или: «Вы мне предлагаете какое-то современное искусство, когда я могу купить малых голландцев за те же деньги!»
Парадокс именно в том, что второразрядное искусство своего времени действительно почти не растет в цене. Инвестору важно отличать просто хорошее искусство от лучшего, потому что именно лучшие работы будут самым выгодным вложением.
При этом современное искусство, то есть последних 70 лет и особенно последних десятилетий, растет наиболее высокими темпами. По темпам роста оно сейчас опережает модернизм и импрессионизм, XVII и XIX векá и даже старых мастеров.
Для инвестора рынок старых мастеров сложный. Он держится на единичных, всем известных позициях и именах. Их мало, и покупок тоже очень мало. Зато можно говорить о стабильности: картины старых мастеров всегда можно превратить в деньги, при любых бурях на финансовом рынке. Так, например, рынок старых мастеров вообще не пострадал во время экономического кризиса 2008 года, хотя рынок современного искусства в этот момент упал. Правда, он очень быстро оправился от удара и начал расти еще быстрее. В России это произошло чуть более резко и чуть менее благополучно: наши современные художники серьезно упали и медленнее вернулись к прежним позициям.
Как собрать инвестиционный пакет из картин
Цены на наиболее интересные работы стартуют от $50 тыс. Все что ниже — это просто личные приобретения, стоимость которых может разве что немного увеличиться со временем.
На российском рынке современного искусства имеет смысл инвестировать в пределах суммы $50–500 тыс. Чтобы работа существенно выросла в цене, придется ждать не менее трех лет. Спустя три года можно что-то продавать, но в основном лучше сохранить актив и подождать еще пару лет.
На арт-рынке, как и на рынке ценных бумаг, имеет смысл собрать своего рода пакет, в частности:
- 20–50% «голубых фишек». Это товар с максимальной ликвидностью, но с очень разной степенью инвестиционной привлекательности. Все зависит от того, по какой цене вы его приобретаете. О серьезном пакете «голубых фишек» можно говорить тогда, когда стоимость составляет от $100 тыс. и выше. В современном российском искусстве это 10–12 топовых имен, в том числе Эрик Булатов, Илья Кабаков, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг, Иван Чуйков, Михаил Рогинский, Семен Файбисович, группа АЕС+Ф и другие.
- 35–70% авторов, которые находятся в зоне роста. Цены на их работы обычно приближаются к отметке $20 тыс.
- 10–15% молодых художников. В этом сегменте возможен наибольший рост в процентном соотношении, но в деньгах он может оказаться несущественным. Например, вещь, купленная за две или три тысячи, вполне может подорожать в два или три раза.