Материал раздела Основной

Банки обсуждают новые меры борьбы с переводами средств мошенникам

Информация могла устареть. Дата публикации: 13.12.2019
Посмотрите более актуальные материалы:
Самые популярные махинации мошенников с электронной подписью
Кредитные организации хотят не переводить средства, а возвращать их отправителю в случае, если у них есть сомнения в законности операций. Сейчас средства могут уйти мошенникам, если клиент вовремя не ответит на звонок банка
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Банки предложили изменить механизм работы с денежными переводами, которые осуществляются без согласия клиента, рассказал РБК вице-президент Ассоциации банков «Россия» (АБР) Алексей Войлуков. Во-первых, они хотят увеличить срок, на который блокируется сомнительный перевод, а во-вторых — возвращать средства клиенту, если с ним не удалось связаться для подтверждения операции, вместо того чтобы все равно переводить их. Инициатива обсуждалась на последней встрече сотрудников, ответственных за безопасность в крупных банках, которая прошла на площадке АБР, уточнил Войлуков.

Как механизм работает сейчас

Банк — отправитель средств может заблокировать денежный перевод клиента-физлица на два дня, если он содержит признаки совершения операции без согласия клиента. За два дня банк должен получить от клиента подтверждение операции. Если за этот срок связаться с клиентом не удалось и легитимность перевода не доказана, банк все равно должен возобновить операцию и перевести деньги получателю. Эти изменения в антифрод-законодательство (167-ФЗ) вступили в силу в сентябре 2018 года. В законе не прописано, каким образом следует получить подтверждение, но обычно банки получают его с помощью телефонных звонков.

Признаки сомнительных операций установлены ЦБ:

  • информация о получателе средств содержится в базе ЦБ о случаях и попытках перевода средств без согласия клиента;
  • параметры устройства, с которого совершается перевод, содержатся в этой же базе;
  • проведение операции нехарактерно для обычного поведения пользователя. Например, отличаются время, место осуществления операции, устройство, с которого она совершается, сумма перевода, частота проведения транзакций и т.д.

Банки разошлись во мнениях

В обсуждении изменений в закон активно участвуют Альфа-банк и «Открытие», сообщили РБК их представители. По мнению директора по мониторингу операций и диспутам Альфа-банка Алексея Голенищева, нынешнюю схему нужно либо полностью отменить, либо изменить формулировку так, чтобы возобновление платежа было опциональным. «Открытие» поддерживает эти предложения, отметил вице-президент, начальник управления правовой экспертизы банка Сергей Селезнев. Однако необходимо создать механизм, который препятствовал бы деятельности мошенников без усложнения процедуры и увеличения сроков перевода для добросовестных клиентов, отметил он.