С 1 января 2022 года все юрлица и ИП должны иметь электронные подписи (ЭЦП). Это новый шаг законодателей к переводу бизнеса на электронный документооборот. Наталья Ненашева, управляющий партнер Topline — о том, как мошенники вредят компаниям с помощью ЭЦП
ЭЦП — очень удачная инициатива, которая позволит предпринимателям: передавать электронные налоговые декларации в Федеральную налоговую службу (ФНС); оформлять заявки на патенты и сделки с собственностью, участвовать в электронных торгах, подписывать заявки на тендеры и тендерную документацию в электронном виде; регистрироваться в системе маркировки продукции. Использование ЭЦП приведет к тому, что взаимодействие государства и налогоплательщиков станет проще, а бюджетное регулирование — прозрачнее.
Проходим стресс-тест
С 1 июля 2021 года стартовал тестовый переход на ЭЦП. Что это означает?
- Государство взяло на себя выдачу таких флешек. Из плюсов — ФНС раздает ЭЦП бесплатно, из минусов — флешку получают только собственники либо генеральные директора компаний.
- В 2022 году личная ЭЦП потребуется сотрудникам организаций для подписания рабочих документов. Коснется это прежде всего уполномоченных лиц — тех, кто отправляет документы «во внешний мир», например, сдает отчетность в налоговую. Если ЭЦП руководителя бизнеса называется «квалифицированной усиленной электронной подписью», то ЭЦП сотрудников — «электронная подпись физического лица». В ней есть только ФИО сотрудника, а данных о компании нет.
- Получить ЭЦП физического лица можно будет исключительно в удостоверяющем центре.
- Уже с 1 июля 2021 года число коммерческих центров, имеющих право выдавать ЭЦП, сократилось. Государство наводит порядок в сфере работы с электронными ключами.
- Срок действия всех подписей, выданных такими центрами, истекает 1 января 2022 года.