Материал раздела Основной

Как прокачать в себе лидерские навыки

В привычном понимании лидер — это тот, кто задает направление развития, принимает ключевые решения и воодушевляет подчиненных. На него смотрят, как на героя и даже «спасителя», если в компании трудности. Это привычка авторитарной среды, где родители, учителя или начальники держат все под контролем и знают ответы на все вопросы. На самом деле такие лидеры мешают компаниям эффективно работать. Современному бизнесу нужны новые герои

Лидерами не рождаются

Лидер и руководитель — это не синонимы. Лидеры не только контролируют выполнение работы, но и вдохновляют сотрудников делать ее лучше. Американский бизнес-тренер Джон Максвелл уверен, что ничто не может помешать вам стать настоящим лидером, потому что лидерство — это навык, который развивают. Максвелл рассказывает о распорядке дня, мечтах и четырех типах лидеров.

Джон Максвелл: «Освободитесь от тирании чужих приоритетов»
Менеджмент Статьи РБК

А — адаптация

Современные модели обучения лидерству часто основываются на копировании приемов, которые работали в прошлом. Однако прежние установки сегодня могут быть неуместными, бесполезными и даже вредными.
Эксперты Korn Ferry предлагают модель ADAPT, названную по первым буквам каждой из пяти качеств, которыми необходимо обладать лидеру, чтобы удовлетворить запросы инвесторов и быть востребованным в будущем. И, конечно, само название говорит о том, что самое главное свойство лидера нового времени — это умение адаптироваться.

«Адаптируйся или умри»: как бизнес-лидеру выжить в мире будущего
Менеджмент Статьи Korn Ferry

Тренинг посетил, что потом? 

Многие посещают узкопрофильные тренинги по лидерству и лекции знаменитых бизнес-гуру. Но проходит несколько дней — и ваша мотивация исчезает без следа. Дело в том, что сильной мотивации недостаточно. Чтобы изменить образ жизни, необходимо сформировать новый навык.
Вероника Ноговицина, руководитель департамента компании Kontakt InterSearch Russia, рассказала, какие приемы использовать, чтобы информация, полученная на бизнес-тренинге, стала знанием и частью повседневной практики.

Как не расплескать энтузиазм после тренинга: пять советов
HR Статьи Kontakt InterSearch Russia

Четыре типа лидеров

По мнению американского бизнес-гуру Ицхака Адизеса, главная задача лидера — принимать решения, несмотря на нехватку информации, и обеспечивать их внедрение. Руководитель, который не работает с изменениями, — просто бюрократ. При этом планировать — не значит представлять, что вы будете делать завтра. Планировать — значит решить, что нужно сделать прямо сейчас с учетом ожиданий компании от завтрашнего дня. На лекции в Москве Ицхак Адизес рассказал, какие четыре типа лидеров есть в компании и почему только единство четырех разных ролей и их слаженная работа под началом главного руководителя могут обеспечить «здоровье» компании.

Ицхак Адизес: главная проблема управления в российских компаниях — тишина
Менеджмент Статьи BBI
Ицхак Адизес

Что объединяет всех великих лидеров

Великие лидеры — гении союза «и». В чем причина успеха — в преданности делу или сильных амбициях? И в том и другом. Что важнее: смотреть в лицо фактам или хранить веру? И то и другое. Что правильнее: быть приверженным своим ценностям или уметь реагировать на перемены? Великие лидеры ответят: и то и другое. В этом и есть их секрет, уверен Джим Коллинз, американский бизнес-консультант, писатель, преподаватель бизнес-школы Стэнфордского университета. Джим Коллинз — о том, какие черты нужно в себе развивать, чтобы стать великим лидером. Например, по Коллинзу, величие — это в значительной степени вопрос выбора и дисциплины, оно не зависит от обстоятельств или удачи.

«Микс из дисциплины и креатива»: Джим Коллинз — о природе великих лидеров
Менеджмент Статьи РБК

Секрет лидерства: концентрация vs многозадачность

В чем еще секрет великих лидеров? Казалось бы, они вдохновляют нас своими прорывными стратегиями и яркими идеями, но реальность такова: великое лидерство возможно только благодаря эмоциям. Дэниел Гоулман, американский писатель, психолог и научный журналист, уверен, что от настроения начальника напрямую зависят мотивированность сотрудников и работа всей организации, а звездные лидеры — это в первую очередь мастера в управлении собой и своими эмоциями. Гоулман также объясняет, почему для лидера умение концентрироваться важнее многозадачности.

Режим многозадачности опасен: Дэниел Гоулман — о компетенциях лидера
Менеджмент Статьи РБК

Какие лидеры создают открытые организации

Многие получают управленческие должности за знания и навыки, а не за лидерские способности. Однако помимо обычных навыков руководители должны уметь создавать ощущение сообщества, иметь талант вселять в сотрудников веру в то, что они могут подавать хорошие идеи.
Джим Уайтхерст сравнивает работу лидера с ремеслом садовника: «Ты не можешь приказать растениям расти, не можешь заставить их это сделать — но можешь создать условия, при которых они будут расти быстрее. Так и в открытой организации, ты просто стараешься создать микроклимат, где люди не боятся участвовать в дискуссиях, где у каждого есть информация, которая ему нужна, — и в итоге это дает результат. Я стараюсь давать как можно меньше указаний, а взамен делать так, чтобы лучшие решения появлялись «снизу» сами собой».
В интервью РБК Джим Уайтхерст также рассказал, почему введение строгих KPI может привести к падению продуктивности и с чего начать, чтобы превратить компанию в открытую организацию.

Джим Уайтхерст — РБК: «Работа лидера напоминает ремесло садовника»
Менеджмент Статьи РБК

Лидер в среде

Питер Сенге, американский ученый, специализирующийся на изучении развития организаций, тоже считает, что успешный лидер должен уметь создать среду, в которой работник будет расти и развиваться естественным образом. Хороший руководитель должен понимать потенциал каждого подчиненного и суметь сделать так, чтобы каждый осознавал свою ценность, а коллектив мог смотреть на бизнес широко и осознавать проблемы глобально. Сенге сравнивает лидеров с конструкторами корабля: они работают «за сценой», и для обывателей их роль практически незаметна.

«Благоговеть перед начальством — это из детства»: Питер Сенге о лидерстве
Менеджмент Статьи РБК

Не потерять лицо

Классические модели лидерства обычно фокусируются на описании «больших» универсальных компетенций руководителя, таких как лидерское видение, умение мотивировать, коммуникация.
Но что делать лидеру в каждой конкретной ситуации, например если во время совещания участники команды начали спор и позабыли о нем? Стоит ли показать авторитет или просто наблюдать за происходящим? Алексей Улановский рассматривает ситуацию, когда лидер временно теряет влияние на команду, и разбирает конкретный кейс, приводит варианты интерпретации ситуации и возможные решения и действия лидера.

Алексей Улановский Лидерская сила. Что делать при утрате влияния на команду
Менеджмент Инструкции Ward Howell

Дата публикации: 28.11.2019
РБК Pro вTelegram
Поделитесь впечатлением о сервисе РБК Pro
Расскажите, что вам нравится и чего пока не хватает. Опрос займет не более 3 минут.
Пройти опрос