Материал раздела Основной
«Потребитель будущего» — это не одна модель, а множество, и бизнес должен соответствовать всем этим моделям. В исследовании приведено десять факторов, формирующих образ нового потребителя.
Многие визионерские концепции, которые обсуждаются сегодня — тотальная цифровизация торговли, смена форматов, — столкнутся с ограничениями, обусловленными человеческим фактором. Возникнет противостояние: цифровое удобство, новые сервисы, «социопатия», с одной стороны, и желание прямого контакта, тактильности покупки как социального взаимодействия — с другой.
При отсутствии новых идеологических смыслов жизнь людей будет в основном подчиняться очевидным желаниям здорового долголетия, накопления впечатлений, свободы и мобильности. Способ потребления будет балансом между этими ценностями и ограничениями финансовыми и физическими. Крайне высокие позиции займет ценность доверия — обратная сторона нарастающего скепсиса и подозрения. Конкуренция за доверие в значительной мере будет двигать рынок.
Образы жизни становятся более разнообразными, индивидуализируются, что проявляется и в питании, а значит, и предлагать потребителю нужно будет не только товар, но и социальный контекст его потребления, давать определения (eco-friendly, vegan, для кетодиет и т.д.), которые позволят найти свое в широком ассортименте.
Еще долгое время на российского потребителя будет воздействовать фактор стагнации доходов и неопределенности будущего. Высокая доля затрат на продукты в общей структуре потребления будет влиять как на выбор товаров, так и на постоянные маневры между торговыми сетями. Однако вместе с тем будет продолжаться рост запроса на качество при всей сложности этого понятия.