Материал раздела Основной
Андрей Каменский

Смогут ли гиганты AliExpress и Сбербанк раскачать авторынок

AliExpress и Сбербанк как никогда заинтересованы в авторетейле и сейчас создают свои маркетплейсы. Как участие таких гигантов повлияет на авторынок, сможет ли изменить нишу онлайн-продаж и готовы ли дилеры к сотрудничеству?

Российский авторынок заслужил большой качественный маркетплейс с полноценным сервисом, так как спрос на покупки через интернет ежегодно растет во всех сферах. Так, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2018 году российский рынок онлайн-торговли в целом увеличился на 59% по сравнению с 2017 годом, до 1,6 трлн руб. А согласно исследованию Forrester Research, в 2016–2017 годах потребители во всем мире совершили через маркетплейсы более 50% онлайн-покупок. По прогнозам аналитиков, к 2022 году эта доля превысит 65%.

По моему мнению, современные отраслевые онлайн-площадки (объявления по выгрузке автомобилей — классифайды) пока не отвечают запросам потребителей и не предлагают сервис уровня маркетплейса. На них нет актуальных данных о доступности товаров у поставщиков с обновлением в режиме реального времени, нельзя зарезервировать товар, оплатить его онлайн или заказать консультацию, невозможно оформить доставку до места назначения. Они не предоставляют услуги обмена или возврата, а также сервисного обслуживания автомобилей.

Тем временем на отечественном рынке уже много лет работают специализированные маркетплейсы и интернет-магазины по продаже запчастей. Такие площадки приглашают к сотрудничеству поставщиков, на них также размещаются некоторые дилеры. Однако не все эти площадки широко известны игрокам рынка, а некоторые носят оттенок b2b: из-за ограниченного набора опций услуг они не могут закрыть все запросы потребителей.

Кроме того, бизнес автодилеров сегодня строится именно на сервисном обслуживании автомобилей с продажей запчастей, а не просто на продаже розничным клиентам. То есть дилер формирует склад запчастей под конкретного клиента и прогнозируемый объем техобслуживания, не наращивая при этом объемы своих запасов. А на маркетплейсах все же продаются товары, которые есть в наличии, а не на заказ.

Что дилерам интересно продавать на маркетплейсах

Большинство автодилеров последние восемь-десять лет вкладываются в развитие онлайн-продаж автомобилей. Успешнее происходит реализация подержанных машин, так как на вторичном рынке работают онлайн-аукционы (частная организация, которая занимается продажей подержанных машин по методу публичных торгов; чаще всего в роли торговой площадки выступает интернет-сайт). Этот относительно новый механизм получил значительное развитие в последние два-три года. Он способствует повышению оборачиваемости автомобилей и, конечно, росту онлайн-продаж. В случае победы в аукционе покупатель может оплатить автомобиль онлайн. На сегодня, по моим оценкам, у ряда дилеров более 25% онлайн-сделок по автомобилям с пробегом происходит именно через аукционы.

Однако рост онлайн-продаж автомобилей пока сдерживают высокая комиссия за предоставление интернет-эквайринга (составляет от 1,4 до 1,65% в зависимости от типа платежа), а также само отношение клиентов: в России покупатели пока предпочитают перед покупкой увидеть машину вживую. В западных же странах онлайн-продажи пользуются большей популярностью. Например, в Великобритании работают центры продаж марки Hyundai, которые полностью перешли на цифровой формат.