Материал раздела Основной

«Так не бывает»: почему ретейлеры не верят в искусственный интеллект

Евгений Лимаренко, руководитель направления по развитию аналитических систем «Первый Бит», объясняет, почему налоговики технологичны, а ретейл — нет, и называет пять причин, мешающих сетям внедрять искусственный интеллект
Фото: Denis Balibouse / Reuters
Фото: Denis Balibouse / Reuters

Мы привыкли считать, что в России крутой финтех, пишет Евгений Лимаренко в колонке на MarketMedia. Условный житель Италии может подумать, что вы его разыгрываете, рассказывая, как за десять секунд купили тысячу фунтов стерлингов в своем русском онлайн-банке. Еще у нас высокий уровень налогового администрирования: благодаря онлайн-кассам ФНС знает массу интересной информации и старательно анализирует ее для повышения своей эффективности. Недавно Financial Times назвал технологии ФНС «мечтой налоговиков». А вот наш ретейл, чьи данные используют налоговики, нельзя назвать самым технологичным на планете.

Никто в ретейле не получает и половины пользы из данных о том, кто, что и когда у них покупает. Даже огромные федеральные сети только учатся это делать, проверяя и анализируя гипотезы типа: «Мы видим, что 80% клиентов вместе с творогом покупают сметану. Давайте между творогом и сметаной положим этот замечательный энергетик. Его наконец заметят, и продажи вырастут на 30%».

Чтобы получать максимум пользы от данных, должны быть тысячи гипотез, а факторов для каждой — десятки и сотни. Справиться с таким объемом информации могут только алгоритмы машинного обучения. Для краткости их называют ИИ — искусственным интеллектом, хотя это и не самый корректный термин.

Пока российский ретейл редко использует ИИ. Вот пять основных причин, почему так.