Материал раздела Основной

«Я сам люстрами торговал»: глава eBay в России — о будущем e-commerce

Генеральный директор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов рассказал о самых необычных товарах и продавцах на eBay и объяснил, куда идет российский e-commerce
Илья Кретов
Илья Кретов (Фото: Станислав Красильников / ТАСС)

Илья Кретов в свои неполные 40 лет отвечает за развитие компании почти в 120 странах мира и в шутку называет себя «гендиром полумира». Кретов поговорил с MarketMedia.

Биография Ильи Кретова

• Окончил Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
• 2002–2011 годы: работа в компании Mars (в отделе продаж, закупок, маркетинга, бренд-менеджмента; запустил шоколад Dove, разрабатывал линейку снеков, был senior brand manager Snickers)
• 2011–2013 годы: руководитель b2c-маркетинга Google в России
• 2013–2016 годы: директор по маркетингу eBay в России
• 2016 год — н.в.: генеральный директор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы

Информация о eBay

Компания основана в 1995 году в Сан-Хосе, Калифорния. Сегодня компания eBay является одной из крупнейших в мире торговых площадок. На ней представлено 1,3 млрд наименований товаров от 26 тыс. продавцов. Число покупателей достигает 180 млн человек. Компания eBay Inc. (NASDAQ: EBAY) включает в себя платформы Marketplace, StubHub и Classifieds. В 2018 году валовый объем продаж, осуществленных через eBay, достиг $95 млрд.

— Илья, экспорт российских товаров и услуг через электронные площадки в прошлом году составил только 480 млрд руб., или 4% от общего объема внутреннего e-commerce. Это много или мало, на ваш взгляд?

— Это уже немало. Особенно если вспомнить, что за последние два года объем онлайн-экспорта из России увеличился в два раза, до $746 млн (экспорт все-таки лучше считать в валюте), и этот рост не закончился. У рынка отличные перспективы. Думаю, такими темпами мы легко сможем выйти на уровень экспорта $10 млрд через несколько лет. Уже сейчас в Европе есть страны, где экспорт товаров через электронные площадки составляет 20% от рынка e-commerce. Их опыт вдохновляет.

— Казалось бы, продажи через интернет — самый дешевый, простой и хайповый способ продвижения товаров за рубеж. Но Россия пока слабо его использует. Что мешает нашим онлайн-продавцам активнее заниматься экспортом?

— Несмотря на хайп (тут я с вами согласен), на пути развития интернет-продаж есть несколько серьезных барьеров. Первый из них связан со страхом выхода на новые рынки: россияне привыкли работать в России. Здесь все знакомо: валюта, законы и менталитет. А как вести дела за границей, где все чужое, даже язык? Идти туда страшно. Поэтому многих устраивает ведение бизнеса только в своей стране, и они не предпринимают попыток к развитию. Мы успешно боремся с этим страхом. Мы учим людей продавать за границу, причем продавать успешно. Знание — сила. Это не пустые слова.

Вторая проблема — логистика. У продавца всегда возникает вопрос, как доставить товар покупателю, особенно если это касается экспорта. Наш основной логистический партнер — «Почта России». За последние пару лет она здорово шагнула вперед в развитии сервиса. В почтовых отделениях больше нет бешеных очередей — все просто и довольно быстро. Кроме почты мы развиваем сотрудничество с курьерскими службами, такими как DHL и UPS. Параллельно ведем переговоры о более экономически выгодных и удобных партнерствах с другими операторами. Так что тема логистики у нас постоянно развивается.