Хитрый мозг: почему компаниям важен эмоциональный интеллект сотрудников
При приеме на работу многие компании уделяют особое внимание профессиональным навыкам и опыту кандидата. При этом «мягким навыкам», таким как умение слушать, адаптироваться в коллективе, работать в команде, часто уделяется наименьшее внимание. В итоге работу получают хорошие технократические профессионалы. Они компетентны, но не всегда оказываются эффективны, так как многие из них не умеют работать в команде. И одна из причин — у них не развит эмоциональный интеллект.
Согласно данным доклада Всемирного экономического форума в Давосе «Будущее рынка труда», к 2020 году эмоциональный интеллект (EQ) войдет в десятку основных рабочих навыков. Опрос 44 компаний из списка Fortune Global 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании. — «РБК Pro») показал, что продавцы с высоким EQ зарабатывают вдвое больше коллег со средними и ниже среднего баллами.
Исследования российских ученых Государственного университета управления еще в середине 2000-х подтвердили, что руководители организаций, обладающие высоким коэффициентом эмоционального интеллекта, эффективнее выполняют управленческие функции, которые лежат в сфере межличностных отношений.
Что дает бизнесу развитие EQ сотрудников
- Cокращение временных издержек на урегулирование конфликтов
Исследование кадровой компании Accountemps, опубликованное в журнале Fortune, показало, что топ-менеджеры и собственники компаний тратят семь недель в году, то есть 13% рабочего времени, на урегулирование и устранение последствий конфликтов между работниками. Часто для решения конфликтов им приходится прибегать к помощи консультантов или юристов — тогда издержки, естественно, растут.
Можно предположить, что в российской практике ситуация еще плачевнее. В наших компаниях принято разрешать с помощью руководителя даже пустяковые разногласия. Чем выше статус участника конфликта, тем больший ущерб он может нанести компании и тем дороже стоит его рабочее время.
- Сокращение затрат на наем неподходящего сотрудника
Подавляющее большинство, 90% руководителей из списка Fortune 500, обладают развитым EQ. Скорее всего, это означает, что EQ крайне важен для руководителей. Поэтому при найме высокооплачиваемых сотрудников просто необходимо измерять уровень их эмоционального интеллекта. По данным наших исследований, ущерб от найма «не того» руководящего сотрудника может обойтись в трехгодичную зарплату.
- Повышение продуктивности сотрудников
По заявлениям исследовательской компании Gallup, продуктивность сотрудников с развитым эмоциональным интеллектом на 40–120% выше, чем у коллег с неразвитым эмоциональным интеллектом. Соответственно, низкий EQ приводит к снижению вовлеченности в работу, а известно, что при вовлеченности сотрудников ниже 60% компания терпит убытки.
Почему мозг противится изменениям
Теперь обратимся к строению мозга человека и проследим путь его эволюционирования. Эмоции — это реакция на изменения, а стимульное событие — спусковой крючок для запуска глобального процесса реакции, в который включены эмоции. Условно ученые выделяют три этапа реагирования разных частей мозга на стимулы:
- рептильный мозг человека — самый древний и примитивный и самый быстрый. Реагирует двумя способами: бей или беги (замри). Обеспечивает безопасность тела;
- лимбическая система — выполняет более сложную оценку — пытается «узнать», на что из прошлого опыта похоже событие. Например, если гремит миска для корма, то домашний питомец во всю прыть несется к ней, предвкушая еду;
- новый мозг, или неокортекс, появился позже двух других, сравнительно автономный, гибкий и пластичный, ищет различия, любит новое, отвечает за воображение, стремится найти закономерности, умеет фантазировать, может рефлексировать. На его основе выстроены речь и мышление, а также воля как способ управления собой.
Рептильный мозг и лимбическая система человека могут блокировать неокортекс, когда человек испытывает сильную эмоцию. Они как бы «отбирают» у неокортекса полномочия реагирования на ситуацию. Вот тогда и возникают проблемы в коммуникации: да он просто невыдержанное животное, облаял меня и, как ни в чем не бывало, ускакал к себе в кабинет.