Расследование РБК: как устроен черный рынок сигарет
Продажи сигарет в России падают стабильно и серьезно. По данным компании Euromonitor International, за последние семь лет они снизились на 30%: в 2011 году в России было продано 375 млрд сигарет, в 2014-м — 316 млрд, в 2017-м — 262 млрд. Но эти цифры не учитывают продажи нелегального табака.
По оценке компании Kantar TNS, с 2010 года нелегальный рынок табака вырос почти в 80 раз. Он рос практически с нуля: в 2010 году аналитики оценивали долю нелегального рынка в 0,1% от всего рынка (данные компании опираются на опросы курильщиков), в 2014-м — в 1,4%, в начале 2017-го — в 4,9%, в апреле 2018 года — уже в 7,7%. Схожие цифры у аналитического агентства Nielsen (его расчеты традиционно основаны на подсчетах пачек, найденных в мусорных баках). В 2012-м Nielsen оценивало долю нелегального рынка менее чем в 1%, в 2015 году — в 1,04%, в 2017-м — в 4,5% рынка, в этом году отчета пока не было.
Весь объем табачного рынка в России в 2017 году Euromonitor International оценил в 1,5 трлн руб. Если наложить на эту цифру оценки Kantar TNS и Nielsen, объем нелегального рынка табака в прошлом году составлял 67,5–73,5 млрд руб., и в 2018 году эта цифра легко может перевалить за 100 млрд руб.