Автоперевозчики готовятся к банкротству. Как им сохранить бизнес

За январь—ноябрь доля автотранспорта в общем грузообороте коммерческих перевозок по всей России уже традиционно увеличилась на 1,2 п.п. год к году, до 13,1%, в реальном выражении — до 353,2 млн т·км, согласно данным Росстата. Вопреки этому на рынке сложилась критическая ситуация. Развитие недобросовестной конкуренции, обострение дефицита водителей грузовиков, повышение затрат на закупку техники, лизинговых платежей и утильсбора наряду с замедлением роста объемов перевозок привели к резкому снижению рентабельности транспортных компаний. Из-за этого некоторые игроки отказались от пополнения автопарков.
Причины снижения рентабельности перевозчиков
По итогам 2023 года себестоимость грузоперевозок в России увеличилась на 30%, в 2024-м — еще на 10%. Основные причины: повышение затрат на закупку техники из-за роста лизинговых ставок на четверть год к году (до 26–27%) и утильсбора на 75–80% (в зависимости от категории ТС), удорожание техобслуживания, ремонта транспортных средств на 20% год к году, а также рост зарплат сотрудников, особенно водителей грузовиков — на 47% год к году, согласно данным «АвтоГрузЭкс» и hh.ru. Вместе с тем уровень тарифов на грузоперевозки за год снизился на 9,4% и по состоянию на январь составил 65,8 руб. за 1 км, согласно данным аналитиков сервиса ATI.su.