Опубликовано 02.12.2024, 10:32
Дмитрий Полусуров
Прошло почти три года с тех пор, как Запад и США наложили на Россию новые санкции в связи с ситуацией на Украине. И сегодня можно сделать вывод: для западных брендов экономика оказалась важнее политики. Некоторые из них покинули российский рынок, но многие затягивают и даже симулируют уход. Очевидно, эти две группы уйдут лишь тогда, когда не уйти будет нельзя, но такого сценария не просматривается.
В рейтинге 50 крупнейших иностранных компаний в России-2022 (по состоянию на 31 декабря 2021 года), составленном журналом Forbes, было 49 западных компаний (98%) и лишь одна незападная — китайская Huawei. В том же рейтинге-2024 (по состоянию на 23 августа 2024 года) сохранилось 20 западных компаний (41%) и появилось 12 новых — итого 32 (64%), а Huawei там больше нет. Из 18 незападных компаний десять из Китая и четыре из Беларуси. Стоит также учесть, что нижняя граница диапазона выручки для попадания в рейтинг в 2024 году снизилась с 68,6 млрд до 46,7 млрд руб.
В люксовом сегменте ситуация выглядит еще интереснее: как показало исследование IBC Real Estate, результаты которого были опубликованы в марте 2024 года, в России остались 73% зарубежных люксовых брендов.
И, наконец, самый «мотивированный» источник по этому вопросу — Киевская школа экономики (KSE) — дает такие данные: по состоянию на 1 ноября 2024 года из 4010 иностранных компаний в России осталась 2221 — 55%.
Бизнес в хорошем смысле циничен. Действует банальная теория игр: если рынок не займете вы, то его займет кто-то другой. Западные бренды знают это, а потому прибегают к различным стратегиям «неухода».