Опубликовано 29.11.2024, 10:55
За последние два года средний срок окупаемости инвестиционных проектов в логистике увеличился в два раза, до 3–5 лет. В первую очередь это связано с удорожанием заемных средств: вслед за ростом ключевой ставки Банка России диапазон тарифов банковского кредитования для инвестпроектов за год вырос на 4,7–6,5 п.п. и по итогам второго квартала достиг 14,5–22%, согласно данным аналитиков Sherpa Group.
Кроме того, за январь—сентябрь себестоимость складской логистики в России увеличилась на 30% год к году, транспортной — на 7% год к году, что связано в первую очередь с обострившимся дефицитом сотрудников и резким ростом уровня оплаты их труда. Согласно данным hh.ru, медианный уровень предлагаемых зарплат в отрасли по итогам первого полугодия вырос на 18% год к году.
Увеличились и затраты на аренду новых площадок. Уровень складской вакансии по всей России достиг околонулевой отметки. В результате по итогам первого полугодия ставка аренды качественных площадок увеличилась на 20–50% год к году, в зависимости от направления. Больше всего показатель вырос в Московском регионе: средневзвешенный тариф на аренду сухих складов класса А для спекулятивных объектов увеличился на 56%, строящихся — на 67% год к году, сообщает IBC Real Estate.
Как в таких условиях выбрать и запустить перспективный инвестпроект в логистике, на какую доходность рассчитывать и в каком случае может быть выгодно создавать совместный с партнерами бизнес?