Материал раздела Основной
Александр Прохоров — автор книги «Русская модель управления» (2002 год) о национальной модели менеджмента, мифах о ней, ее управленческих дефектах и способах, как их превратить в преимущества.
Классическая теория управления не предполагает разделения на национальные модели. С научной точки зрения менеджмент есть менеджмент и в Англии, и в США, и в Китае. До середины 1970-х годов вообще не существовало иного видения управления компанией, кроме западного. Если где-то с этими принципами были не согласны, это означало одно — управленцы пока не доросли до нужной планки.
Переломным моментом в истории стало развитие японского автомобилестроения. Оно произвело революцию в менеджменте благодаря внедрению методов бережливого производства (Lean Manufacturing) и тотального управления качеством (Total Quality Management, TQM). Знаковая компания Toyota подарила миру концепции «Точно вовремя» (Just-in-Time) и кайдзен (непрерывного улучшения). Это глобально изменило подход к менеджменту: американским теоретикам и практикам пришлось признать — есть разные эффективные модели управления. Так был приоткрыт ящик Пандоры, из которого и сегодня достают то скандинавскую модель, то индийскую. А что с русской, в чем ее отличия от других и почему «красный» стиль руководства, когда вся власть сосредоточена в руках одного человека и действует жесткая иерархия, все еще жив? Давайте разбираться.